Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Комарова И.В. на постановление заместителя руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ГЖИ МО) N *** от 10 марта 2020 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя военного прокурора Балашихинского гарнизона от 14 февраля 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Постановлением должностного лица ГЖИ МО N *** от 10 марта 2020 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 августа 2020 года постановление о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ оставлено без изменений, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением, решением суда первой инстанции защитник Комаров И.В. в интересах ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит об отмене постановленных актов, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие вины Учреждения во вменённом правонарушении, так как в постановлении должностного лица не конкретизировано в каких именно домах и подъездах обнаружены нарушения, в каких именно местах общего пользования имеют место описанные нарушения, в связи с чем факт нарушения лицензионных требований должным лицом не доказан, считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам поданной в районный суд жалобы, назначенное наказание не было изменено в части снижения размера административного штрафа в нарушение положений ч.3.2, ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Комаров И.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Военный прокурор Балашихинского гарнизона в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы (л.д. 259).
Изучив материалы дела, доводы жалобой, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. К лицензионным требованиям относятся, в частности, иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 193 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 10 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пунктов 1.2, 1.4 санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (СанПиН 2.1.2.2645-10, п.п. 2.7.2. 5.6.6), устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, при этом указанными нормами определено, что данные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в установленном законом порядке получена лицензия N 1492 от 31.07.2017 (предоставлена Государственной жилищной инспекцией Московской области).
02 октября 2017 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключило с Министерством обороны Российской Федерации договор N 3-УЖФ/ЗВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, в соответствии с которым специализированный жилищный фонд Минобороны России, расположенный на территории Московской области, передан в управление и эксплуатацию данной организации.
Проведенной 07 февраля 2020 года прокурорской проверкой исполнения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований законодательства при содержании и обслуживании помещений общего пользования многоквартирных жилых домов *** выявлены нарушения содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 N 170 и СанПиН 2.1.2.2645-10.
В частности: придомовая территория (придомовые земельные участки, элементы озеленения и благоустройства придомовой территории, расположенные у стен дома завалена снегом с образовавшейся наледью (п.п. 3.9.2 Постановления я РФ от 27.09.2003 N 170); при входе часть ступенек отсутствует, имеются углубления и выбоины 4.8.1. 4.8.4 Постановления Госстроя 170); наблюдается повреждение облицовки стен, потолочных покрытий, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение: на стене имеются повреждения облицовочного покрытия, имеются надписи на стенах (п.п. 3.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.5.1, 4.5.5, 4.5.7 Постановления я РФ от 27.09.2003 N 170); стены и потолки имеют нарушение облицовочного слоя до основания (п. 4.8.4 Постановления Госстроя 170); в общих помещениях здания освещение местами не исправно в виду отсутствия плафонов и ламп в светильниках (п. 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.п. 7.2. 5.6.6 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170); в подвальном помещении домов наблюдались частичное затопление подвального помещения; спертый воздух; в отдельных местах - высохшая после подтопления грязь на полу подвальных помещений, должное освещение отсутствует (не работают некоторые лампочки, частично отсутствуют светильники вовсе, в связи с чем провода от них свисают), частично помещения захламлены строительным и бытовым мусором, (п.п. 3.4.1, 3.4.3, 3.4.6, 4.1.15 Постановления Госстроя 170, п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 9.1, 9.2 СанПиН).
14 февраля 2020 года заместителем военного прокурора Балашихинского гарнизона в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела 10 марта 2020 года должностным лицом ГЖИ Московской области в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08ВХ/04-3183-38-23-2020, которым Учреждение признано виновным в совершении правонарушения по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России административного правонарушения и его виновность подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: - определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 02.03.2020; договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ от 02.10.2017; перечнем объектов жилого фонда, представленного в управление Управляющей организации; приказом о закреплении военных городков за жилищно-коммунальными службами от 19.08.2019; реестром военных городков, закрепляемых за филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по г. Москве и Московской области; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 02.03.2020; постановлением заместителя военного прокурора Балашихинского гарнизона от 14.02.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки от 05.02.2020; уведомлением о проведении проверки; докладными записками консультанта ТО-23 на имя военного прокурора Балашихинского гарнизона МО о выявлении нарушений; актом осмотра Военной прокуратуры от 07.02.2020г. по адресу: пгт. Загорянский, г.о. Щелково, ул. Розы Люксембург, д.5;5/3;5/4 и фототаблицей к акту (выявленных нарушений); письменными объяснениями представителей военной части, данными 07.02.2020, 15.02.2020 помощнику военного прокурора по факту выявленных нарушений; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Уставом Учреждения; положением о ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по г. Москве и МО; договором N 3-УЖФ/ЗВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ от 02.10.2017; лицензией, выданной ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу обжалуемых постановления, решения.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом, а в последующем судьей районного суда при рассмотрении жалобы исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные должностным лицом и судьей районного суда доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены в основу вынесенного постановления. Постановление мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правильно квалифицированы ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы по делу судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в его совершении.
Вопреки мнению защитника, вопрос о вине ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, равно как и другие обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, выяснись судом первой инстанции при рассмотрении жалобы. При этом к выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России состава данного административного правонарушения и виновности в его совершении судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, с учетом положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Не согласиться с таким выводом оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о недоказанности вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении вмененного правонарушения не обоснованы.
Судом первой инстанции правомерно указано в обжалуемом решении, что в настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выводы судьи нижестоящей инстанции в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чем заявитель просит в настоящей жалобе, не имеется.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России сделано не было.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление, проверил дело в полном объёме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Вопреки утверждению заявителя, судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда проверил дело в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение, в котором дал надлежащую оценку всем имеющимся доказательствам по делу об административном правонарушении и всем доводам жалобы. Данная оценка сомнений не вызывает.
Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела по жалобе заявителя, в представленных материалах не имеется.
Доводы настоящей жалобы, приводимые в защиту ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку проверялись судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебном решении.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом доказательств по делу не свидетельствует о незаконности постановления и судебного акта, и не влечет их безусловную отмену.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты о привлечении ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России к административной ответственности сомнений в своей законности не вызывает, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения; обстоятельств дела; имущественного и финансового положения юридического лица; характера деятельности юридического лица; характера совершенного им действий (бездействия), является справедливым и соразмерным содеянному.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Учреждению наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не лишено возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Вопреки мнению заявителя, вопрос о возможности снижения назначенного наказания в соответствии с положениями пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, судом первой инстанции был рассмотрен и отклонен по изложенным в судебном решении мотивам. Выводы суда нижестоящей инстанции в этой части сомнений не вызывают, и оснований к их пересмотру, вопреки мнению защитника, не имеется.
Иные доводы заявителя, приводимые им в защиту ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку проверялись нижестоящей судебной инстанцией при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебном решении.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ГЖИ МО) N *** от 10 марта 2020 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу защитника Комарова И.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.