Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника АНО СОШ "Академическая гимназия" Грищенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АНО СОШ "Академическая гимназия" "***" С.Е. на постановление N 89-НФ/9067289/1-19 заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) от 15 апреля 2019 года и решение судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия", УСТАНОВИЛ :
постановлением N 89-НФ/9067289/1-19 заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 15 апреля 2019 года автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" (далее - АНО СОШ "Академическая гимназия", Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 30 сентября 2019 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора АНО СОШ "Академическая гимназия" "***" С.Е. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор АНО СОШ "Академическая гимназия" "***" С.Е. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что АНО СОШ "Академическая гимназия" предприняла достаточные меры для оформления в установленном законом порядке права использования нежилых помещений; регистрируя изменения и дополнения к Договору, Организация руководствовалась уведомлениями, которые ему направлял Арендодатель, в каждом из которых была дана ссылка на локальный акт (распоряжение, приказ) Департамента городского имущества города Москвы или Департамента образования города Москвы; регистрирующий орган неоднократно уклонялся от регистрации Дополнительного соглашения N 4 от 16 января 2018 года, при этом не указывал на отсутствие согласия Департамента городского имущества города Москвы на передачу АНО СОШ "Академическая гимназия" в аренду дополнительных площадей; Организация добросовестно осуществляла арендую плату за дополнительные площади, которые занимало на основании Дополнительного соглашения N 4 от 16 января 2018 года; вменённое АНО СОШ "Академическая гимназия" административное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании защитник АНО СОШ "Академическая гимназия" Грищенко В.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника АНО СОШ "Академическая гимназия" Грищенко В.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы наступает за нарушение установленного Правительством Москвы порядка занятия и (или) использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.7 настоящего Кодекса.
Отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы объектами недвижимости, в том числе объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы; порядок занятия и использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия, регулируется Положением об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2010 года N 540-ПП (далее - Положение).
На основании п. 3.3.1.15 Положения арендатор имеет право сдавать арендуемый объект нежилого фонда в субаренду, а также использовать право аренды в качестве предмета залога, паевого взноса, вклада в уставный (складочный) капитал юридических лиц, передавать полностью или частично свои права по договору аренды третьим лицам только с предварительного письменного согласия арендодателя.
Фактическое занятие объекта нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы, переданного в аренду, субаренду, осуществляется после заключения в установленном порядке договора аренды (субаренды) в отношении объекта нежилого фонда и оформленного в соответствии с таким договором акта приёма-передачи (п. 3.3.1.18 Положения).
Согласно материалам дела, в ходе проведения 15 февраля 2019 года должностным лицом Госинспекции по недвижимости осмотра объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: "***", и из анализа акта о результатах осмотра объекта нежилого фонда и приложенных к нему материалов, установлено, что по указанному адресу расположено отдельно-стоящее двухэтажное нежилое здание "***" года постройки общей площадью 1738, 7 кв.м, находящееся в собственности города Москвы (запись в ЕГРН от 22.03.2013 N "***" на площадь 1738, 7 кв.м) и переданное ГБОУ города Москвы ""***"" в оперативное управление (запись в ЕГРН от 20.04.2016 N "***" на площадь 1738, 7 кв.м).
Между ГБОУ города Москвы ""***"" и АНО СОШ "Академическая гимназия" в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 13.04.2015 N 4807 "О даче согласия ГАО УДО "***" на заключение договора аренды в отношении нежилых помещений общей площадью 408, 4 кв.м по адресу: "***"" заключён договор аренды от 15.06.2015 N 10.
По данным ЕГРЮЛ ГБОУ города Москвы ""***"" является правопреемником ГАО УДО города Москвы ""***"", АНО СОШ "Академическая гимназия" - правопреемником НОУ СОШ ""***"".
В ходе осмотра объекта нежилого фонда 15 февраля 2019 года установлено, что АНО СОШ "Академическая гимназия" занимает и использует нежилые помещения площадью 895, 7 кв.м. При этом помещения (1 этаж помещение *, комнаты с 1 по 12; помещение *, комната 1; помещение *, комнаты с 7 по 17; 2 этаж, помещение *, *; комнаты с 1 по 6) площадью около 487, 7 кв.м. АНО СОШ "Академическая гимназия" использует под образовательные цели без оформления правоустанавливающих документов.
По данным информационных систем Департамента городского имущества города Москвы договор аренды на данные помещения, заключённый в установленном порядке, отсутствует. Согласование Департамента городского имущества города Москвы в отношении нежилых помещений площадью около 487, 7 кв.м. не получено, что является нарушением п. 3.3.1.18 Положения.
Действия АНО СОШ "Академическая гимназия" квалифицированы по ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы.
Факт совершения АНО СОШ "Академическая гимназия" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: поручением начальника управления Госинспекции по недвижимости N 9067289 от 11 февраля 2019 года о проведении осмотра объекта нежилого фонда; рапортом главного инспектора Госинспекции по недвижимости N9067289/1 от 15 февраля 2019 года об обнаружении административного нарушения; актом о результатах осмотра объекта нежилого фонда N 9067289 от 15 февраля 2019 года; фототаблицей; выпиской из технического паспорта здания (строения); экспликацией; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; копией договора аренды N 10 от 15 июня 2015 года с приложениями; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества; копией распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 4807 от 13 апреля 2015 года о даче согласия ГАОУДО "***" на заключение договора аренды в отношении нежилых помещений общей площадью 408, 4 кв.м по адресу: "***"; копией дополнительного соглашения N 4 к договору аренды N 10 от 15 июня 2015 года, заключённого 16 января 2018 года между ГБОУ г. Москвы ""***"" (Арендодатель) и АНО СОШ "Академическая гимназия", согласно которому с 16 января 2018 года Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное пользование объект нежилого фонда нежилые помещения, указанные в Приложении N 1 к Договору, расположенные по адресу: "***", общей площадью 896, 1 кв.м. для использования в целях осуществления дошкольной образовательной деятельности, протоколом об административном правонарушении, а также другими доказательствами.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АНО СОШ "Академическая гимназия" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы, и виновности АНО СОШ "Академическая гимназия" в его совершении.
Доводы жалобы о том, что АНО СОШ "Академическая гимназия" предприняла достаточные меры для оформления в установленном законом порядке права использования нежилых помещений; регистрируя изменения и дополнения к Договору, Организация руководствовалась уведомлениями, которые ему направлял Арендодатель, в каждом из которых была дана ссылка на локальный акт (распоряжение, приказ) Департамента городского имущества города Москвы или Департамента образования города Москвы, являются несостоятельными, поскольку опровергаются приведёнными выше доказательствами.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, необходимым условием занятия арендатором (субарендатором) объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, находящегося в имущественной казне города Москвы, переданного в аренду, является заключение в установленном порядке договора аренды (субаренды) в отношении объекта нежилого фонда, который не может быть оформлен без получения предварительного письменного согласия собственника.
Стороны договора аренды (субаренды) перед его заключением должны убедиться в осведомлённости собственника объекта нежилого фонда о намерении его заключения и наличии его письменного согласия, в том числе в виде распорядительного акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, представляющего интересы города Москвы в вопросах управления и распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Из материалов дела следует, что 15 июня 2015 года с согласия Департамента городского имущества города Москвы между ГАОУДО ""***"" (Арендодатель) и НОУ СОШ ""***"" (Арендатор) заключён договор аренды N 10 о предоставлении Арендодателем Арендатору за плату во временное пользование объекта нежилого фонда - нежилых помещений, расположенных по адресу: "***", общей площадью 408, 4 кв.м, принадлежащих на праве собственности городу Москве.
При этом Приложениями к Договору являются: 1. Перечень помещений, сдаваемых в аренду; 2. Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13 апреля 2015 года N 4807 о даче согласия ГАОУДО "***" на заключение договора аренды в отношении нежилых помещений общей площадью 408, 4 кв.м по адресу: "***".
16 января 2018 года без согласования с Департаментом городского имущества города Москвы между ГБОУ г. Москвы ""***"" и АНО СОШ "Академическая гимназия" заключено Дополнительное соглашение N 4 к договору аренды N 10 от 15 июня 2015 года, по условиям которого Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное пользование объект нежилого фонда - нежилые помещения, указанные в Приложении N 1 к Договору, расположенные по адресу: "***", общей площадью 896, 1 кв.м. для использования в целях осуществления дошкольной образовательной деятельности.
В ходе осмотра 15 февраля 2019 года должностным лицом Госинспекции по недвижимости объекта нежилого фонда установлено, что АНО СОШ "Академическая гимназия" занимает указанные в Дополнительном соглашении N 4 от 16 января 2018 года помещения общей площадью 861, 1 кв.м, что свидетельствует о занятии Организацией помещений площадью 487, 7 кв.м без правоустанавливающего документа (заключённого в установленном порядке договора аренды или дополнительного соглашения к договору на данную площадь).
Вопреки утверждению заявителя, АНО СОШ "Академическая гимназия" была осведомлена об отсутствии согласования условий Дополнительного соглашения N 4 от 16 января 2018 года с Департаментом городского имущества города Москвы, поскольку в соглашении не указано в качестве приложения к Договору аренды Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы о даче согласия ГБОУ г. Москвы ""***"" на сдачу в аренду нежилых помещений площадью 487, 7 кв.м по адресу: "***". Распоряжение не было приобщено к Договору аренды N 10 от 15 июня 2015 года.
Уведомление ГБОУ г. Москвы ""***"" АНО СОШ "Академическая гимназия" о получении согласия от Департамента городского имущества города Москвы (распоряжение N 3501 от 25.12.2017) на предоставление АНО СОШ "Академическая гимназия" дополнительных площадей, приобщённое к материалам дела заявителем только на стадии рассмотрения жалобы судьёй районного суда (л.д. 43), не может являться основанием для освобождения Организации от административной ответственности, поскольку фактически копия распоряжения, указанная в уведомлении, не была предоставлена в распоряжение АНО СОШ "Академическая гимназия" и не была истребована ею у ГБОУ г. Москвы ""***""; при подготовке дополнительного соглашения распоряжение Департамента городского имущества города Москвы не было учтено и не указано в качестве приложения к Договору аренды N 10 от 15 июня 2015 года.
Равным образом ссылка в жалобе на то, что АНО СОШ "Академическая гимназия" добросовестно осуществляла арендую плату за дополнительные площади, которые занимало на основании Дополнительного соглашения N 4 от 16 января 2018 года, не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из копий платёжных поручений N 35 и N 36 от 10 января 2019 года, приобщённых к материалам дела (л.д. 259, 260), доплата за аренду дополнительных площадей, указанных в дополнительном соглашении N 4 от 16 января 2018 года за период с 16 января 2018 года по 31 декабря 2018 года в сумме "***" рублей "***" копеек произведена АНО СОШ "Академическая гимназия" только 10 января 2019 года, то есть спустя год после незаконного занятия Организацией дополнительных площадей нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве.
При таких обстоятельствах действия АНО СОШ "Академическая гимназия" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы.
Довод заявителя о том, что вменённое АНО СОШ "Академическая гимназия" административное правонарушение является малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что АНО СОШ "Академическая гимназия" длительный период времени - более года занимала принадлежащие на праве собственности городу Москве нежилые помещения без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов, в связи с чем указанные действия не содержат признака отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание назначено Организации в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 9.4 КоАП г. Москвы.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АНО СОШ "Академическая гимназия", не усматривается.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда при рассмотрении жалобы заявителя на постановление должностного лица Госинспекции по недвижимости проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица Госинспекции по недвижимости и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АНО СОШ "Академическая гимназия" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 89-НФ/9067289/1-19 заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 15 апреля 2019 года и решение судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" оставить без изменения, жалобу генерального директора АНО СОШ "Академическая гимназия" "***" С.Е. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.