Судья Московского городского суда Мисюра С. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" Городецкого А.А. на постановление N 18810377209110003877 заместителя начальника отдела ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 20.05.2020 и решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 08.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА", УСТАНОВИЛ:
20.05.2020 государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве в отношении ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ. Материалы административного производства переданы на рассмотрение руководителю ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве.
Постановлением заместителя начальника отдела ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 20.05.2020 ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.11.23 КоАП РФ.
Решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 08.10.2020 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" Городецкий А.А. просит состоявшиеся по делу административные акты отменить, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы указывает на неправильное определение обстоятельств дела, нарушение прав организации на защиту по причине ненадлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела в административном органе.
Генеральный директор ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился. Руководствуясь положениями ст.25.4 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи районного суда, подлежащими отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона должностным лицом административного органа и судьей районного суда соблюдены не были.
Заместителем начальника отдела ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве в ходе административного расследования установлено, что 26.03.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Тетеринский пер, д. 18, стр. 2, э. 2, пом. II ООО "ПБС-Логистика" в нарушение п. 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Минтранса России от 21.08.2013 г. N 273, совершило выпуск на линию транспортного средства Даф FT XF 95430, государственный регистрационный знак Т460КХ71 с несоответствующим установленным требованиям тахографом и без карты международных автомобильных перевозок.
Указанные действия ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" квалифицированы по ч.2 ст.11.23 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" в совершении административного правонарушения установлены административным органом на основании имеющихся в деле доказательств, в т.ч. протокола об административном правонарушении; рапорта инспектора Фитисова Е.С, письменного объяснения Стасонова А.М. и др.
Данные обстоятельства административный орган суд первой инстанции сочли надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, а вину ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" в совершении указанного административного правонарушения - доказанной.
С такими выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание рассматривающим дело органом и судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении административному органу, должностному лицу в порядке требований п. 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения материала об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" N 423-п от 05.12.2014.
Установлено, что законный представитель ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" вызвался 20.05.2020 к 09.30 одновременно на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела, что подтверждается находящимся в деле бланком уведомления (л.д. 19). Извещение не было получено им и возвращено с отметкой "по истечении срока хранения".
20.05.2020 в 09 часов 40 минут протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" был составлен ст.госинспектором ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве без участия законного представителя ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА", не явившегося на проведение указанного процессуального действия. Рассмотрение дела, согласно информации, содержащейся в тексте протокола, назначено на 20.05.2020 в 10 часов 00 минут. В этот же день протокол об административном правонарушении был передан на рассмотрение заместителю начальника отдела ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве, который рассмотрел дело без участия законного представителя ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА".
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Анализ вышеназванных положений КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что в случае, если протокол об административном правонарушении составляется без участия привлекаемого к ответственности лица, административным органом должны быть предприняты меры к направлению данного процессуального документа и извещению этого лица о времени и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что законный представитель ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" извещался на составление протокола об административном правонарушении на 20.05.2020. Д анных о том, что он после составления протокола об административном правонарушении был также извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела не имеется. В любом случае назначение рассмотрения дела на 20.05.2020 через полчаса после составления протокола, привело к невозможности надлежащего извещения законного представителя ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" о времени рассмотрения дела и его явке в административный орган.
Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела по существу должностное лицо административного органа не располагало сведениями о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела, а законный представитель ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" не был извещен должным образом о проведении процессуальных действий с его участием каким-либо способом, позволявшим контролировать получение им данной информации, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
В связи с существенными нарушениями административным органом процессуальных требований КоАП РФ, выразившимися в ненадлежащем извещении законного представителя привлекаемого юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, постановление административного органа и последующее решение суда по делу подлежат безусловной отмене.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, основанием для прекращения производства по делу является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
Сроки давности привлечения к административной ответственности по делу в соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ истекли, что является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 18810377209110003877 заместителя начальника отдела ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 20.05.2020 и решение судьи Таганского районного суда г.Москвы от 08.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ в отношении ООО "ПБС-ЛОГИСТИКА" отменить, на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу прекратить.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.