Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора ФИО, дело по протесту Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы ФИО на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 г., которым Благотворительное медицинское частное учреждение "Детский хоспис" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб., УСТАНОВИЛ:
24 ноября 2020 г. старшим оперуполномоченным по ОВД 8 отдела УНК ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции ФИО в отношении БМЧУ "Детский хоспис" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Зюзинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы ФИО обратился в Московский городской суд с протестом, в котором поставлен вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения. В обоснование протеста прокурор указал на то, что вина БМЧУ "Детский хоспис" в совершении административного правонарушения не доказана, в нарушение требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ обстоятельства по делу не установлены.
Прокурор ФИО в судебном заседании протест поддержала.
Защитники БМЧУ "Детский хоспис" ФИО, ФИО, ФИО, ФИО и законный представитель БМЧУ "Детский хоспис" ФИО в судебном заседании протест поддержали, указав на то, что учреждение не будет подавать самостоятельную апелляционную жалобу ввиду согласия с доводами поданного протеста. На вопрос суда законный представитель БМЧУ "Детский хоспис" ФИО пояснила, что выявленные нарушения являются незначительными и незамедлительно устранены, учреждением предприняты все необходимые меры с целью дальнейшего соблюдения требований по осуществлению деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ.
Проверив материалы дела, изучив протест прокурора, выслушав явившихся лиц, прихожу к об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 6.16 КоАП РФ установлено, что нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
Порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - наркотические средства и психотропные вещества), в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ установлен Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 г. N 644.
В силу п. 3 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны вести журналы регистрации по форме согласно приложению N 1 на бумажном носителе или в электронной форме.
Согласно п. 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации. Определение единицы учета при изменении количества и состояния наркотических средств и психотропных веществ определяется руководителем юридического лица или руководителем структурного подразделения юридического лица с учетом формы выпуска соответствующего наркотического средства и психотропного вещества. Журналы регистрации, оформленные на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица (при наличии печати).
Пунктом 6 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрено, что при необходимости решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется орган, заверяющий журнал регистрации, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам. Листы журналов регистрации, заполняемых в электронной форме, ежемесячно распечатываются, нумеруются, подписываются лицом, ответственным за их ведение и хранение, и брошюруются по наименованию наркотического средства или психотропного вещества, дозировке, лекарственной форме (в случае если наркотическое средство или психотропное вещество является лекарственным средством). По истечении календарного года сброшюрованные помесячно листы журнала регистрации оформляются в журнал регистрации, опечатываются с указанием количества листов и заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации, руководителя юридического лица и печатью юридического лица (при наличии печати).
В соответствии с п. 8 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, с периодичностью, устанавливаемой руководителем юридического лица, но не реже одного раза в течение дня совершения операций с наркотическими средствами и психотропными веществами на основании документов, подтверждающих совершение этих операций. Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством или психотропным веществом, заверенные в установленном порядке, либо подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации, либо хранятся в архиве юридического лица с возможностью представления их по требованию контролирующих органов.
Исправления в журналах регистрации, оформленных на бумажном носителе, заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации, оформленных на бумажном носителе, не допускаются (п. 13 Правил).
Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ (п. 14 Правил).
Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации. Доступ к информационной системе, с помощью которой осуществляется ведение журнала регистрации в электронной форме, имеют лица, ответственные за ведение и хранение журнала регистрации (п. 15 Правил).
Как установлено судьей районного суда и следует из материалов настоящего дела, 27 октября 2020 г. в период с 11 час. 40 мин. по 16 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 30 должностными лицами 8 отдела УНК ГУ МВД России по г. Москве произведен осмотр принадлежащих БМЧУ "Детский хоспис" помещений и находящихся там документов и вещей.
По результатам осмотра выявлено, что БМЧУ "Детский хоспис", осуществляя медицинскую деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании лицензии от 07 сентября 2020 г. N ЛО-77-03-000957, допущены нарушения требований пп. 5, 6, 8, 13, 14, 15 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а именно:
- при сверке фактического и книжного остатков сильнодействующего вещества "Трамадол 50 мг." обнаружены расхождения в журнале операций регистрации оборота (на учете состояло 30 ампул указанного вещества - фактически в наличии имелось 10 ампул, поскольку главной медицинской сестрой ФИО 12 и 23 октября 2020 г. отпущено в стационар по накладной по 10 ампул без отметок об отпуске в журнале регистрации);
- обнаружено наркотическое вещество "Фентанил ТТС 25 мкг/ч саше" в количестве 5 шт, "Фентанил ТТС 50 мкг/ч саше" в количестве 5 шт, "Фентанил ТТС 75 мкг/ч саше" в количестве 5 шт, не состоящие на учете в журнале операций регистрации оборота наркотических средств (не поставлено на учет при поступлении);
- при сличении остатка психотропного вещества "Клоназепам 0.5 мг" обнаружено расхождение в количестве 30 таблеток (на учете состояло 330 таблеток - фактически в наличии имелось 300 таблеток, поскольку медицинской сестрой стационара ФИО из основного места хранения 30 таблеток данного вещества 13 октября 2020 г. отпущено медицинской сестре стационара ФИО без учета данной операции в журнале регистраций оборота психотропных веществ. При этом ФИО согласно приказу от 31 августа 2020 г. не является лицом, имеющим право на отпуск психотропных веществ);
- при сличении остатков специальных рецептурных бланков формы N 107/у- НП на наркотическое средство или психотропное вещество установлено расхождение в количестве 1 шт. фактический остаток 56 шт, по данным учета 57 шт. (обнаружено, что данный рецептурный бланк выдан больному, однако не внесена запись об его отпуске в журнал учета);
- журналы регистрации операций оборота не пронумерованы, не заверены подписью руководителя юридического лица, а также не скреплено печатью лечебного учреждения;
- обнаружен журнал регистрации (дублирующий текущий журнал регистрации за 2020 год) N 4, зарегистрированный от 13 марта 2016 г, в котором ведется текущий учет за 2020 г, где уничтожены пронумерованные листы;
- руководителем БМЧУ "Детский хоспис" не назначены ответственные лица за отпуск подразделения лечебного учреждения (13 октября 2020 г. медицинской сестрой стационара ФИО отпущено из основного места хранения медицинской сестре стационара ФИО 30 таблеток психотропного вещества "Клоназепам 0, 5 мг.", однако за отпуск, использование наркотических средств, психотропных веществ в Список лиц, ответственных за отпуск не входит. Приказ на исполняющей обязанности старшей медицинской сестры, в приложении 9 к приказу от 31 августа 2020 г. N 130/1 ФИО не прописана, как лицо, имеющее право отпуска);
- в журнале регистрации имеются незаверенные исправления;
- БМЧУ "Детский хоспис" ежемесячно не проводятся инвентаризации наркотических средств, психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками);
- документы, подтверждающие операции оборота наркотических средств и психотропных веществ хранились не в сейфе.
Действия БМЧУ "Детский хоспис" квалифицированы по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Вина БМЧУ "Детский хоспис" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции от 26 октября 2020 г..; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27 октября 2020 г..; копией журнала регистрации и учета рецептурных бланков по форме N 107/у-НП "Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство или психотропное вещество"; копиями журналов N 5, 11, 15, 16, 17 регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; копиями требованиями-накладных от 09, 12, 13, 23 октября 2020 г..; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; обращениями от 29 сентября 2020 г..; ответом на запрос ГБУЗ "ЦЛО ДЗМ" от 13 ноября 2020 г..N 11188; копией договора на поставку наркотических средств и психотропных лекарственных веществ от 24 сентября 2020 г..N НПМ-258/20; копией упаковочного листа от 21 октября 2020 г..; копией доверенности N 3 от 26 октября 2020 г..; копией товарной накладной от 26 октября 2020 г..N 2663860/10649 и приложениями к ней; копией упаковочного листа от 25 сентября 2020 г..; копией доверенности N 2 от 30 сентября 2020 г..; копией товарной накладной от 30 сентября 2020 г..N 2615838/10649 и приложениями к ней; копией лицензии от 07 сентября 2020 г..N ЛО-77-03-000957 с приложением; копями должностных инструкций медицинских работников Благотворительного медицинского частного учреждения (БМЧУ) "Детский хоспис"; дополнительными соглашениями к трудовым договорам от 10 августа 2020 г..; приказом главного врача Благотворительного медицинского частного учреждения (БМЧУ) "Детский хоспис" Климова Г.В. от 31 августа 2020 г..N 130/1 "О работе с наркотическими и психотропными препаратами в Благотворительном медицинском частном учреждении "Детский хоспис" с приложениями к нему; приказом директора Благотворительного
медицинского частного учреждения (БМЧУ) "Детский хоспис" Лавровой К.С. от 27 октября 2020 г..N 139/1 "Об усилении контроля над работой с наркотическими и психотропными препаратами в Благотворительном медицинском частном учреждении "Детский хоспис"; рапортом главного врача Климова Г.В, заведующей отделением паллиативной медицинской помощи Супик Ж.С, медицинской сестры Лапаевой А.С.; приказом директора Благотворительного медицинского частного учреждения (БМЧУ) "Детский хоспис" Лавровой К.С. от 27 октября 2020 г..N 139/2 "О мерах по устранению недостатков в работе с наркотическими и психотропными лекарственными препаратами в Благотворительном медицинском частном учреждении "Детский хоспис"; приказом директора Благотворительного медицинского частного учреждения (БМЧУ) "Детский хоспис" Лавровой К.С. от 27 октября 2020 г..N 139/3 "О проведении инвентаризации наркотических и психотропных лекарственных препаратов в Благотворительном медицинском частном учреждении "Детский хоспис"; актом о результатах инвентаризации от 27 октября 2020 г..и иными материалами.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам протеста вывод судьи о виновности БМЧУ "Детский хоспис" в совершении правонарушения соответствует материалам дела и представленным доказательствам. Более того, фактически, как при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, так и при рассмотрении протеста прокурора, сторона защиты БМЧУ "Детский хоспис" вину учреждения признало, указывая на малозначительность правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что БМЧУ "Детский хоспис" приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у БМЧУ "Детский хоспис" имелась, доказательства принятия БМЧУ "Детский хоспис" всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях БМЧУ "Детский хоспис".
При таких обстоятельствах, действия БМЧУ "Детский хоспис" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного БМЧУ "Детский хоспис" административного правонарушения малозначительным.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что БМЧУ "Детский хоспис" является благотворительной организацией, оказывающей комплексную паллиативную помощь неизлечимо больным детям в амбулаторных и стационарных условиях, под опекой которого состоит 60 процентов неизлечимо больных детей, получающих паллиативную помощь в Москве, а именно: более 500 детей, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
По результатам названного осмотра, произведенного должностными лицами через полтора месяца после получения БМЧУ "Детский хоспис" лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ, фактически были выявлены незначительные нарушения БМЧУ "Детский хоспис" Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые не повлекли причинения вреда и последствий, представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное БМЧУ "Детский хоспис" деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ в отношении БМЧУ "Детский хоспис" подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ в отношении БМЧУ "Детский хоспис" отменить. Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.