Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ПАО "Транскапиталбанк" по доверенности Тихонова Р.А. на постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 03 июля 2020 года, которым ПАО "Транскапиталбанк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, УСТАНОВИЛ
01 мая 2020 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
01 июня 2020 года заместителем начальника отдела подготовки материалов по делам об административных правонарушениях Управления административной практики МАДИ Савелкиным А.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ПАО "Транскапиталбанк", за нарушение п.13.5 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020г. N 43-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ПАО "Транскапиталбанк" по доверенности Тихонов Р.А. просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить или изменить постановление в части назначенного наказания, применив положения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ или ст.ст.3.3 и 4.1.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы ссылается то, что виновность ПАО "Транскапиталбанк" в совершении вмененного административного правонарушения не подтверждена допустимыми доказательствами; в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения, касающиеся объективной стороны вмененного правонарушения; при фиксации правонарушения с помощью работающих в автоматическом режиме средств фото-видеофиксации привлечение к административной ответственности по ст.20.6.1 КоАП РФ недопустимо, дело должно быть рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ; действия ПАО "Транскапиталбанк" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ квалифицированы неверно, поскольку ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы установлена ст.3.18.1 КоАП РФ; условия для включения инкассаторского транспортного средства Банка в оформленный водителем цифровой пропуск отсутствуют ; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и протокол об административном правонарушении составлены неуполномоченным должностным лицом; протокол основан на материалах, которые являются недопустимыми доказательствами, поскольку нет данных о камере, с помощью которой произведена фото/видеофиксация.
В судебном заседании защитник ПАО "Транскапиталбанк" по доверенности Горланова Ю.В. жалобу поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ПАО "Транскапиталбанк" по доверенности Горланову Ю.В. не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Основанием привлечения ПАО "Транскапиталбанк" к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ послужил протокол об административном правонарушении, согласно которому, 25 апреля 2020 года в 09 час. 36 мин. по адресу: г.**, транспортное средство "**", государственный регистрационный знак **, собственником которого является ПАО "Транскапиталбанк", использовалось без включения в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению в Москве, в нарушение п.13.5 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020 г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "Транскапиталбанк" к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности ПАО "Транскапиталбанк" в совершении вмененного правонарушения положены протокол об административном правонарушении от 01.06.2020г.; данные фотофиксации, сведения сервиса цифровых пропусков, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Допустимость и достоверность доказательств в их совокупности никаких сомнений не вызывает.
Протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Транскапиталбанк" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает признакам допустимости доказательства по делу.
Все доказательства оформлены должностными лицами МАДИ в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и части 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1.4, 1.4.1 Указа Мэра Москвы от 04.04.2020г. N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве" составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП, осуществляется уполномоченными должностными лицами Московской административной дорожной инспекции, в том числе, в части соблюдения собственниками (владельцами) транспортных средств правил поведения при введении режима повышенной готовности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п."а" ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп."б" п.3, подп."в", "г" п.4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп."а.2" п."а" ст.10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп."б" п.6 ст.4.1, пп."а", "у", "ф" ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.13.6 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве", передвижение по территории города Москвы с использованием физическими лицами, юридическими лицами транспортных средств, не включенных в реестр, указанный в пункте 13.5 настоящего Порядка, не допускается. К административной ответственности за нарушение требований настоящего пункта привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Фиксация административных правонарушений осуществляется должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, или работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Согласно пункту 13.5 данного Указа, ведение реестра транспортных средств, допущенных к передвижению по территории города Москвы, осуществляется Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в порядке, им установленном.
Факт движения транспортного средства в зафиксированные время и месте и отсутствие факта внесения названного выше транспортного средства в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению по территории города Москвы, полностью подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Вопреки доводу жалобы, представленный в дело фотоматериал с изображением принадлежащего ПАО "Транскапиталбанк" транспортного средства в момент передвижения на территории города Москвы, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в период действия режима повышенной готовности, в отсутствие оформленного в установленном порядке цифрового пропуска, включенного в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению в городе Москве, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу, получившим надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Довод жалобы о невиновности ПАО "Транскапиталбанк" в совершении вмененного административного правонарушения, ввиду отсутствия условий для включения инкассаторского транспортного средства Банка в оформленный водителем цифровой пропуск, является несостоятельным. Исходя из положений пп.13.5 и 13.6 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве", п ередвижение по территории города Москвы с использованием юридическими лицами транспортных средств, не включенных в реестр, указанный в пункте 13.5 настоящего Порядка, не допускается. Фотофиксация на л.д.1 подтверждает факт движения транспортного средства в зафиксированные время и месте, а факт его движения без включения в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению в Москве, подтвержден иными доказательствами и по существу в жалобе не отрицается.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.
В силу положений вышеприведенного Указа Мэра Москвы от 11.04.2020 г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве", введенного в действие в установленном порядке и действовавшего на момент фиксации правонарушения, к административной ответственности за нарушение требований пункта 13.6 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020г. N 43-УМ, предусматривающего включение транспортных средств в реестр, указанный в п.13.5 этого Указа, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств, которым и является ПАО "Транскапиталбанк".
Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ПАО "Транскапиталбанк" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Доказательства получили надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ПАО "Транскапиталбанк" имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 11.04.2020 г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ПАО "Транскапиталбанк" в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Вопреки доводу жалобы, действия ПАО "Транскапиталбанк", выразившиеся в нарушении установленного п.13.6 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве", запрета на передвижение по территории города Москвы с использованием юридическими лицами транспортных средств, не включенных в реестр, указанный в пункте 13.5 названного Порядка, верно квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса. Соответствующие разъяснения о привлечении юридических лиц к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, даны в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, является соразмерным и справедливым.
С учетом характера административного правонарушения, совершенного в период повышенной готовности и действия ограничительных мер в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Москве в апреле 2020 года, оснований для признания правонарушения, вмененного ПАО "Транскапиталбанк", малозначительным или чрезмерно суровым, не имеется, поскольку правонарушение существенно нарушает охраняемые законом интересы из-за нарушения правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ПАО "Транскапиталбанк" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 03 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ПАО "Транскапиталбанк" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.