Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе, с учетом дополнений, защитников ООО "Франчайзинговые магазины "Мясницкий ряд" Порфирьевой М.М., Першаковой Н.Н. на постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 30 октября 2020 года, которым ООО "Франчайзинговые магазины "Мясницкий ряд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, УСТАНОВИЛ
30 июля 2020 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
24 сентября 2020 года помощником отдела Управы района Орехово-Борисово Северное города Москвы составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Франчайзинговые магазины "Мясницкий ряд" (далее - ООО "ФММР"), за нарушение п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, с учетом дополнений, поданной в Московский городской суд, защитниками ООО "ФММР" Порфирьевой М.М, Першаковой Н.Н. поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы, с учетом дополнений, заявители ссылаются на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, виновность ООО "ФММР" не доказана, Обществом были предприняты все необходимые меры, установленные Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", при этом работодателем установлено право продавцов находиться в магазине без маски при отсутствии других работников и покупателей, что соответствует п.1.4 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности"; ООО "ФММР" не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку при направлении соответствующего уведомления неверно указано наименование привлекаемого лица и его адрес; видеоматериалы не являются допустимым доказательством, поскольку не содержат сведений о дате и времени видеосъемки, указания на техническое средство, с помощью которого произведена видеозапись и его принадлежность, приобщение данной видеозаписи к материалам дела документально не оформлено.
В судебном заседании защитник ООО "ФММР" по доверенности Першакова Н.Н. жалобу, с учетом дополнений, поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "ФММР" Пешакову Н.Н, нахожу постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
Согласно п. 2, 2.2, 2.2.1 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ, с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны о беспечить соблюдение, в том числе, следующего режима использования средств индивидуальной защиты: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 30 июля 2020 года в 14 часов 58 минут ООО "ФММР" по адресу: г.***, осуществляло работу магазина "Мясницкий ряд", в период режима повышенной готовности, не обеспечило соблюдение работником указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) на рабочем месте, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", п. 2, 2.2, 2.2.1 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ.
Действия ООО "ФММР" квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "ФММР" в совершении административного правонарушения подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений; протоколом об административном правонарушении; видеозаписью, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ФММР" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
В связи с непосредственным обнаружением признаков административного правонарушения уполномоченным должностным лицом был составлен протокол осмотра с видеоматериалом, зафиксировавшим 30 июля 2020 года в 14 часов 58 минут по адресу:.***, факт несоблюдения ООО "ФММР" в магазине "Мясницкий ряд", в период режима повышенной готовности, работником указанного объекта режима использования средств индивидуальной органов дыхания (маски, респиратора) на рабочем месте, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", п.п. 2, 2.2, 2.2.2 Приложения N 6 к данному указу (в редакции от 22.06.2020г.).
При этом, ссылка в жалобе на утверждение генеральным директором ООО "ФММР" Дополнения N 1 к инструкции по профилактике и выявлению инфекционных заболеваний, введенной в действие Приказом от 25.03.2020г. N ПАД24, допускающего нахождение продавца без маски в магазине при отсутствии других работников и покупателей, не является основанием для освобождения ООО "ФММР" от административной ответственности, поскольку вышеприведенные положения п. 2, 2.2, 2.2.1 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ, возлагают на работодателя обязанность о беспечить соблюдение использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц. В данном случае, из приобщенного к материалам дела видеоматериала усматривается, что продавец находится на рабочем месте, за прилавком, без средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Довод жалобы о том, что видеоматериал не является допустимым доказательством, поскольку не содержит сведений о дате и времени видеосъемки, указания на техническое средство, с помощью которого произведена видеозапись и его принадлежность, приобщение видеозаписи к материалам дела документально не оформлено, несостоятелен.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания видеоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает. В соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ они являются документальными доказательствами по делу об административном правонарушении, которые при рассмотрении дела об административном правонарушении получили надлежащую оценку судьи по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны допустимым доказательством относительно события административного правонарушения. Представленная видеозапись была сделана в связи с непосредственным обнаружением признаков административного правонарушения уполномоченным должностным лицом, отразившим обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, в составленном протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, доказательства оформлены должностными лицами Управы района Орехово-Борисово Северное г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения при обеспечении соблюдения в городе Москве режима повышенной готовности, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина ООО "ФММР" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "ФММР" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом соблюдения в магазине "Мясницкий ряд" работником режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания на рабочем месте судья районного суда правильно установил, что у ООО "ФММР" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г.Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Довод жалобы о нарушении права на защиту ООО "ФММР", ввиду направления должностным лицом административного органа по неверному адресу копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30 июля 2020 года (вместо адреса места нахождения ООО "ФММР": Московская область, г.*** в почтовой квитанции указан адрес: Московская область, г***, является несостоятельным, поскольку в ходе производства по делу административным органом соблюдены требования законодательства в части предоставления Обществу возможности реализации процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, о получении обществом копий процессуальных документов, свидетельствует факт получения 08 сентября 2020 года ООО "ФММР" копии определения о продлении срока проведения административного расследования, содержащего сведения о времени и места составления протокола об административном правонарушении (л.д.4-6), получения 13 октября 2020 года копии протокола об административном правонарушении (л.д.2), предоставления ООО "ФММР" на рассмотрение дела об административном правонарушении документов в подтверждение доводов о невиновности в совершении вмененного правонарушения (л.д.22-31).
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "ФММР" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО "ФММР" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ФММР", оставить без изменения, жалобу, с учетом дополнений, - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.