Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев протест прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К. на вступившее в законную силу решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2020 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Драйв Логистикс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия от 6 декабря 2019 г. общество с ограниченной ответственностью "Драйв Логистикс" (далее - ООО "Драйв Логистикс", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Решением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2020 г. постановление мирового судьи судебного участка N 1 г.Сортавала Республики Карелия от 6 декабря 2019 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "Драйв Логистикс" состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в Третий кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Карелия Габриелян К.К. просит решение судьи городского суда отменить, вернуть дело на новое рассмотрение, указав на существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Драйв Логистикс", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста на указанный выше акт, в установленный срок возражения на него не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов протеста позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Как следует из материалов дела, 29.12.2017 между ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ООО "Драйв Логистикс" заключен государственный контракт N Ф.2017.60299 по оказанию услуг по комплексному содержанию имущества автомобильных, морских и пешеходного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Ленинградской области и Республике Карелия, в том числе обособленного отделения на автомобильном пункте пропуска Вяртсиля в Сортавальском районе Республики Карелия.
Согласно договору подряда от 01.01.2018, заключенному между ООО "Драйв Логистикс" и индивидуальным предпринимателем ФИО6, последнему обществом поручено оказать услуги по комплексному содержанию имущества автомобильных, морских и пешеходного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Ленинградской области и Республике Карелия, в том числе обособленного отделения на автомобильном пункте пропуска Вяртсиля в Сортавальском районе Республики Карелия.
Также 19.12.2017 между ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен государственный контракт N Ф.2017.568775 на оказание услуг, в том числе по содержанию в чистоте помещений и территории автомобильных, морских и пешеходного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Ленинградской области и Республике Карелия, в том числе обособленного отделения на автомобильном пункте пропуска Вяртсиля в Сортавальском районе Республики Карелия.
В период исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО7 вышеуказанных государственных контрактов, в период с 01.01.2018 по 09.08.2019 ФИО8, выступая от заказчика, обладая должной квалификацией, и познаниями в области оказания услуг по вышеуказанным государственным контрактам, в связи с исполнением своих обязанностей, будучи должностным лицом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", лично ежемесячно осуществлял контроль за выполнением условий государственных контрактов - работ по содержанию в чистоте помещений и территории, а также услуг по комплексному содержанию имущества автомобильного пункта пропуска Вяртсиля в Сортавальском районе Республики Карелия.
При этом ФИО9, зная о невыполнении всего объема требуемых по контракту работ, влияющих на объем и качество выполненных работ и, соответственно, на размер оплаты по контракту, в нарушение условий контракта умышленно не предпринимал установленные контрактом меры в части непринятия всего объема необходимых работ, а также направления сведений о несоответствии объема выполненных работ исполнителем заказчику.
ФИО10, являясь должностным лицом заказчика, имея единый преступный умысел, направленный на ежемесячное получение взяток, в период с 01.01.2018 по 09.08.2019, находясь на территории Сортавальского района Республики Карелия, будучи обязанным осуществлять контроль над исполнением государственных контрактов в части, касающейся объемов и качества выполняемых работ, получил от ИП ФИО6, а также его представителей ФИО4 и ФИО5, действующих группой лиц, лично взятку в виде денег в сумме 775 000 рублей, что является, в соответствии с положениями уголовного закона крупным размером, за совершение действий, входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу ИП ФИО6, ФИО4, ООО "Драйв Логистикс" и ФИО5, а именно: за беспрепятственное подписание актов выполненных работ, ненаправление сведений о неполном объеме выполненных работ, на основании которых осуществлялись принятие и оплата заказчиком услуг по содержанию в чистоте помещений и территории, а также по комплексному содержанию имущества обособленного отделения на автомобильном пункте пропуска Вяртсиля в Сортавальском районе Республики Карелия, то есть за незаконные действия и бездействия, а равно за общее покровительство по службе.
В действиях ФИО11 по результатам расследования в отношении него уголовного дела N были усмотрены признаки преступления, предусмотренного пунктом "в" части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации - получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица, и оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, за незаконные действия и бездействия, а равно за общее покровительство по службе, совершенное в крупном размере.
При таких обстоятельствах, в действиях юридического лица ООО "Драйв Логистикс", в интересах которого была осуществлена незаконная передача должностному лицу денег, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором г. Сортавала Республики Карелия 18 ноября 2019 г. в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном вышеприведенной статьей, с последующим привлечением постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия от 6 декабря 2019 г. к административной ответственности.
Отменяя постановление мирового судьи, судья Сортавальского городского суда Республики Карелия пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, указав на отсутствие в материалах дела доказательств того, что взятка передавалась от имени ООО "Драйв Логистикс" в связи с неисполнением государственного контракта N Ф.2017.602926 от 29.12.2017, что ФИО5 действовал как представитель общества и по поручению руководителей ООО "Драйв Логистикс".
Указанный вывод судьи городского суда, вопреки доводам протеста, является законным и обоснованным.
Так, частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С объективной стороны правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершаемых от имени или в интересах юридического лица действиях, состоящих в незаконной передаче, предложении или обещании должностным лицам, указанным в данной статье, денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение должностным лицом в интересах этого юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо, от имени или в интересах которого осуществлялись действия, указанные в диспозиции данной статьи.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие, в частности, о наличии события и состава административного правонарушения, а также устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением.
Как обоснованно установлено судьей Сортавальского городского суда Республики Карелия и подтверждается, в том числе, представленной в материалах дела копией обвинительного заключения, доказательства о взятках представлены в отношении неисполнения государственного контракта N Ф.2017.568775 от 19.12.2017, заключенного между ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ИП ФИО6, при отсутствии доказательств относимости к названному государственному контракту ООО "Дравй Логистикс", что свидетельствует об отсутствии в материалах дела доказательств наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, производство по данному делу об административном правонарушении обоснованно прекращено судьей городского суда на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии общества состава вмененного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 апреля 2020 г, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Драйв Логистикс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.