Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" Бирюкова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 28.11.2019, решение судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 14.01.2020, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 28.11.2019, оставленным без изменения решением судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 14.01.2020, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" (далее - ГБУЗ РК "ГБЭР") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ГБУЗ РК "ГБЭР" Бирюков А.А. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на незаконность предписания, заведомой невозможностью исполнить его в установленный срок в связи с недостаточностью финансирования.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 27/3 ГБУЗ РК "ГБЭР" не выполнило в срок до 01.09.2019 требования предписания N 1-ГО от 28.09.2018 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия об устранении нарушений требований Федерального закона от 12.02.1998 N28-ФЗ "О гражданской обороне", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N583, а именно провести ремонт защитного сооружения гражданской обороны: обеспечить гидроизоляцию и герметизацию сооружения, восстановить систему вентиляции; а также в соответствии с приказом МЧС России от 01.10.2014 N543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечить работников учреждения, находящихся в зоне возможного химического загрязнения (заражения) из расчета на 100% их общей численности противогазами фильтрующими из расчета 100% общей численности, с увеличением на 5% (противогазов фильтрующих) от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия в отношении ГБУЗ РК "ГБЭР" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, ГБУЗ РК "ГБЭР" привлечено к административной ответственности, установленной этой нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 4), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ N-ГО (л.д. 7 - 8), распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ N-ГО (л.д. 9 - 10), предписанием от ДД.ММ.ГГГГ N-ГО (л.д. 5 - 6) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ГБУЗ РК "ГБЭР" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей Кодекса, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, установив при этом, что оно выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, невыполняющие требования предписания, подлежат административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ N-ГО вынесено уполномоченным должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержит конкретные требования и достаточный срок их выполнения, который является разумным.
Основанием для привлечения ГБУЗ РК "ГБЭР" к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил зафиксированный в протоколе об административном правонарушении факт невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица административного органа.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ГБУЗ РК "ГБЭР" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок, являющимся достаточным, требований выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Также следует отметить, что юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Вместе с тем, доказательств в подтверждение внесения или направления предложений о выделении бюджетных ассигнований с соблюдением установленных порядка и сроков составления бюджета ГБУЗ РК "ГБЭР" не представлено.
Порядок и срок давности привлечения ГБУЗ РК "ГБЭР" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГБУЗ РК "ГБЭР" в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми от 28.11.2019, решение судьи Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 14.01.2020, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Городская больница Эжвинского района г.Сыктывкара" Бирюкова А.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.