Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Котовой Валентины Александровны на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск N30/27-05-05 от 22.01.2020, решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24.07.2020, решение судьи Мурманского областного суда от 02.10.2020, состоявшиеся в отношении Котовой Валентины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", установил:
постановлением административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск N30/27-05-05 от 22.01.2020, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24.07.2020, председатель жилищно-строительного кооператива "Мурманск-28" (далее - ЖСК "Мурманск-28") Котова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Мурманского областного суда от 02.10.2020 приведенные акты изменены, исключено указание на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства.
В жалобе и дополнениях к ней Котова В.А просит приведенные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения Котовой В.А. к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях" послужили изложенные в постановлении и решении судьи районного суда выводы о том, что она, являясь председателем ЖСК "Мурманск-28", не обеспечила в полном объеме выполнение работ по уборке придомовой территории от снега, чем нарушила пункты 10.2.5.1, 10.2.5.17, 10.2.6.2. Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N40-712, 25.11.2019 в 11 часов 52 минут на придомовой территории многоквартирного дома N16 по ул. Зои Космодемьянской в г. Мурманске участки с асфальтовым покрытием со стороны дворового фасада (тротуар, проезд) не очищены от снега.
Вступившим 14.06.2019 в законную силу постановлением административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск N522/27-05-05 от 22.05.2019 председатель ЖСК "Мурманск-28" Котова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Повторное совершение однородного административного правонарушения признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
При рассмотрении судьей Мурманского областного суда жалобы Котовой В.А. на постановление коллегиального органа и решение судьи районного суда установлено, что повторное совершение однородного административного правонарушения является квалифицирующим признаком, влекущим привлечение к административной ответственности по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", не могло учитываться в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства, при назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, в связи с чем вывод административного органа о наличии отягчающего административную ответственность обстоятельства исключен.
Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Таким образом, действия Котовой В.А. подлежали квалификации по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", а не по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", как это было указано коллегиальным органом и судебными инстанциями.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Между тем, составы административных правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются.
Таким образом, переквалификация действий Котовой В.А. с пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях" на пункт 2 статьи 2 указанного Закона невозможна, поскольку при этом будет ухудшено ее положение.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск N30/27-05-05 от 22.01.2020, решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24.07.2020, решение судьи Мурманского областного суда от 02.10.2020, состоявшиеся в отношении Котовой В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск N30/27-05-05 от 22.01.2020, решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24.07.2020, решение судьи Мурманского областного суда от 02.10.2020, состоявшиеся в отношении Котовой Валентины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.