Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области" на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 июля 2020 года по административному делу N 2а-99/2020 по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" о признании незаконными действий по допуску осужденных к труду без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области) о признании незаконными действий по допуску осужденных к труду без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что в нарушение требований статей 76, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации осужденные, привлеченные к труду в столовой, на участке выпечки хлеба, в банно-прачечном комбинате, дневальными общежитий отрядов, допущены к работе без прохождения обязательного медицинского обследования в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н. Прокурор считает, что неисполнение требований уголовно-исполнительного законодательства в части допуска к работе осужденных без проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров может повлечь причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или иные тяжкие последствия.
Определением суда от 20 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области) и Федеральное казенное учреждение здравоохранения ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России).
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 июля 2020 года, административный иск удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие обстоятельства судом не установлены.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
В силу положений части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на осужденных к лишению свободы законодательство Российской Федерации о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Нормами статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Обязанность по организации указанных осмотров возлагается на работодателя.
Порядок проведения предварительных и периодических осмотров работ-ников, а также перечень работ, при выполнении которых требуется прохождение обязательных предварительных и периодических осмотров, определен приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Так, согласно пунктам 14, 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, а также в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации.
В соответствии с частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Таким образом, действующее законодательство, обязывая осужденных к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, требует соблюдения требований охраны труда, к которым относится и требование о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.
Судом первой инстанции установлено, что в учреждении не обеспечено исполнение требований пунктов 14, 15, 23 Перечня работ, при выполнении которых требуется прохождение обязательных предварительных и периодических осмотров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, а также пунктов 2, 5, 6 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования, установив разумный срок для устранения указанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Доводы ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области о том, что проведение медицинских осмотров осужденных к лишению свободы лиц в объеме, определенном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н, невозможно в силу специфики условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, проверялись судами первой и апелляционной инстанций и были правомерно отклонены.
Ссылка ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области на то, что правоотношения, связанные с применением труда осужденных, не являются трудовыми и, следовательно, требования трудового законодательства, регулирующие, в том числе, прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н, на них не распространяются, судом отклонена как основанная на неправильном толковании норм материального права. Действующее законодательство, обязывая осужденных к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, требует соблюдения требований охраны труда, к которым относится и требование о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 июля 2020 года по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" о признании незаконными действий по допуску осужденных к труду без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 29 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области" - без удовлетворения.
Решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 июля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 17 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.