Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хазова В.И. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 06 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2020 года по административному делу N 2а-427/2020 по административному исковому заявлению Хазова В.И. к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа об оспаривании решения в части определения потребности в обеспечении жилым помещением Ненецкого автономного округа, обязании устранить нарушения, Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Хазовой В.И. - Коломиец Д.А, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хазова В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) в части определения потребности ее и членов ее семьи в обеспечении жилым помещением жилищного фонда Ненецкого автономного округа, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением Департамента от 13 июня 2017 г. N 1839 она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Ненецкого автономного округа, предоставляемым по договорам социального найма, по категории - граждане, у которых на содержании и воспитании находится не менее четырех совместно проживающих с ними детей, в том числе пасынков, падчериц, в возрасте до 18 лет.
5 февраля 2020 года Хазова В.И. обратилась в Департамент с заявлением, в котором просила предоставить ей в письменном виде сведения о нахождении ее на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Ненецкого автономного округа, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке расчета полагающейся ей площади жилого помещения с учетом членов семьи.
Письмом Департамента от 18 февраля 2020 г. N ей сообщено, что полагающаяся ей и членам ее семьи площадь жилого помещения, с учетом иных, имеющихся в собственности и по договору социального найма жилых помещений, составляет 33, 55 кв.м.
Не согласившись с указанным расчетом полагающейся площади жилого помещения, представленным административным ответчиком, Хазова В.И, ссылаясь на положения закона Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2006 г. N 702-оз "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма", обратилась с административным иском в суд.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 06 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Хазовой В.И. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 13 июня 2017 г. N 1839 Хазова В.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа, предоставляемых по договорам социального найма, по категории - граждане, у которых на содержании и воспитании находится не менее четырех совместно проживающих с ними детей, в том числе пасынков, падчериц, в возрасте до 18 лет.
5 февраля 2020 года Хазова В.И. обратилась в Департамент с заявлением, в котором просила предоставить ей в письменном виде сведения о нахождении ее на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке расчета площади жилого помещения для целей его предоставления заявителю с учетом состава ее семьи.
18 февраля 2020 года Хазовой В.И. был дан письменный ответ за N 2588, согласно которому по состоянию на 1 января 2020 года она состоит на учете под номером 8, при этом потребность административного истца в обеспечении жилым помещением жилищного фонда Ненецкого автономного округа составляет 33, 55 кв.м.
При расчете площади жилого помещения административный ответчик исходил из того, что на момент обращения в Департамент с заявлением в состав семьи Хазовой В.И. входили 7 человек, в том числе супруг Хазов А.Ю. и пятеро несовершеннолетних детей.
При этом Хазова В.И. и ее дети зарегистрированы по месту жительства и имеют право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением - квартирой N 18 в "адрес" общей площадью 54, 2 кв.м, нанимателем которого является Ачкасова (Дунаева) В.Ф. (мать Хазовой В.И.).
Супруг Хазовой В.И. - Хазов А.Ю. зарегистрирован по месту жительства и включен в качестве члена семьи нанимателя Хазова Ю.А. в договор социального найма жилого помещения - "адрес" общей площадью 47, 2 кв.м, (по состоянию на 18 февраля 2020 года).
Кроме того, Хазовой В.И. принадлежит 1/6 доли (или 5, 2 кв.м.) в праве общей долевой собственности на "адрес", "адрес", общей площадью 31, 20 кв.м.
С учетом данных обстоятельств (в том числе состава семьи, уровня обеспеченности жилыми помещениями) административным ответчиком определена потребность Хазовой В.И. и членов ее семьи в жилом помещении государственного жилищного фонда "адрес" в размере 33, 55 кв.м, о чем дан письменный ответ.
Полагая данный расчет не соответствующим положениям закона Ненецкого автономного округа, от 21 апреля 2006 г. N 702-оз "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма", Хазова В.И. обратилась с административным исковым заявлением в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое письмо по своей природе не является решением административного ответчика о предоставлении административному истцу на определенных условиях жилого помещения жилищного фонда Ненецкого автономного округа или об отказе в этом, носит признаки уведомления информационного характера с разъяснением положений законодательства о порядке, условиях и вариантах обеспечения заявителя жилым помещением в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2006 г. N 702-оз "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма".
Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований производного характера - о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения посредством определения потребности в жилом помещении жилищного фонда Ненецкого автономного округа общей площадью 78, 8 кв.м, поскольку при принятии в дальнейшем с соблюдением принципа очередности уполномоченным органом государственной власти Ненецкого автономного округа решения о предоставлении Хазовой В.И. и членам ее семьи жилого помещения окружного жилищного фонда обстоятельства, имеющие правовое значение для принятия такого решения (состав семьи, уровень обеспеченности жилыми помещениями и т.п.), могут измениться.
Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа правильно согласилась с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма, категории граждан и основания для признания граждан, относящихся к указанным категориям, нуждающимися в жилых помещениях государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа, установлены законом Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2006 г. N 702-оэ "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма".
В соответствии с пунктом 6 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 1, частью 1 статьи 2 указанного закона округа нуждающимися в жилых помещениях государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма, в том числе, признаются проживающие не менее 15 лет в Ненецком автономном округе граждане, обеспеченные в расчете на одного члена своей семьи менее 9 кв.м, общей площади жилого помещения (за исключением граждан, получивших с их согласия жилое помещение государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа в соответствии с настоящим законом, в том числе общей площадью менее установленной нормы предоставления), не получавшие ранее из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации денежные средства на приобретение (строительство) жилых помещений, и относящиеся к категории - граждане, у которых на содержании и воспитании находится не менее четырех совместно проживающих с ними детей, в том числе пасынков, падчериц, в возрасте до 18 лет.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма предоставляются гражданам, относящимся к указанным в статье 1 закона категориям, однократно, в порядке очередности, исходя из даты принятия таких граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Согласно пункту 3 части 1, частям 2 и 3 статьи 3 указанного закона округа норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ненецкого автономного округа для семей, состоящих из трех и более человек, составляет 12 кв.м, общей площади на одного члена семьи.
При предоставлении жилого помещения в соответствии с нормой предоставления (либо, с согласия граждан, менее нормы предоставления) жилое помещение, ранее занимаемое по договору социального найма или найма в государственном жилищном фонде Ненецкого автономного округа или в муниципальном жилищном фонде, должно быть освобождено и передано, соответственно, в распоряжение Ненецкого автономного округа или органов местного самоуправления.
Жилое помещение из государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа может предоставляться в дополнение к имеющемуся в собственности жилому помещению или жилому помещению, занимаемому по договору социального найма. При этом размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется с учетом общей площади имеющегося жилого помещения.
Таким образом, указанный выше закон округа, устанавливая на основании части 3 статьи 49 ЖК РФ в целях улучшения жилищных условий жителей Ненецкого автономного округа возможность предоставления жилых помещений жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договору социального найма категориям граждан, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (например, гражданам, имеющим на содержании и воспитании четырех и более совместно проживающих с ними детей в возрасте до 18 лет), по общему правилу возлагает на данных граждан обязанность по передаче жилых помещений, занимаемых ими и членами их семей по договорам социального найма или найма в государственном жилищном фонде округа, в распоряжение Ненецкого автономного округа или органов местного самоуправления.
Вместе с тем, указанным законом округа предусмотрен вариант предоставления жилого помещения жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договору социального найма, при котором жилое помещение, принадлежащее гражданину или члену его семьи на праве собственности или занимаемое ими на условиях договора социального найма, остается в пользовании указанных лиц. В данном случае при определении размера площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения учитывается площадь жилого помещения (жилых помещений), находящихся в собственности и (или) пользовании гражданина и (или) членов его семьи.
Как следует из оспариваемого письма Департамента от 18 февраля 2020 г. N 2588, при определении потребности семьи Хазовой В.И. в жилом помещении государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа административный ответчик руководствовался приведенными выше нормами законодательства и исходил из наличия в собственности и в пользовании Хазовой В.И. и членов ее семьи, претендующих на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа, жилых помещений в Республике Марий Эл, городах Архангельске и Нарьян-Маре.
При этом письмо содержит разъяснения относительно возможности применения различных вариантов предоставления жилых помещений жилищного фонда Ненецкого автономного округа, в том числе при условии передачи жилых помещений, занимаемых Хазовой В.И. и членами ее семьи по договору социального найма, найма в государственном жилищном фонде Ненецкого автономного округа или муниципальном жилищном фонде, в распоряжение Ненецкого автономного округа или органов местного самоуправления.
Изложенная в письме правовая позиция соответствует не только положениям закона Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2006 г. N 702-оз "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма", но и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Обзоре судебной практики N 1 за 2016 год (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года), согласно которым, исходя из положений части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Совокупность указанных условий по настоящему делу отсутствует.
Приведенное выше разъяснение законодательства в ответ на обращение Хазовой В.И. не ограничивает её прав и не возлагает на истицу обязанностей. Предоставление Хазовой жилья в настоящее время не осуществляется в связи с наличием в очереди граждан аналогичной льготной категории, поставленных на учет ранее Хазовой В.И. Определить площадь подлежащего предоставлению жилого помещения невозможно, поскольку обстоятельства обеспеченности семьи Хазовой В.И. жилой площадью могут измениться.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 06 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Хазова В.И. к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа об оспаривании решения в части определения потребности в обеспечении жилым помещением Ненецкого автономного округа, обязании устранить нарушения оставить без изменения, кассационную жалобу Хазова В.И. - без удовлетворения.
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 06 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 21 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.