Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Бакулина А.А. и Шкарупиной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-108/2020 по иску Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к имуществу Ивановой Л. А. о взыскании излишне перечисленных страховых выплат, по кассационной жалобе ТУ Росимущества в Республике Коми на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 июня 2020 года, Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, выслушав объяснения представителя ПАО "Сбербанка" Иванова Д.В, действующего на основании доверенности NСЗБ/72-Д от 30 января 2020 года, сроком действия по 31 октября 2022 года, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Коми (далее - ГУ-РО ФСС по РК) обратилось в суд к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Л.А, с иском о взыскании излишне перечисленных страховых выплат в период с мая 2019 года по октябрь 2019 года в общей сумме 33 719 рублей 10 копеек.
В обосновании заявленных требований указано, что Ивановой Л.А. выплачивалось страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, которое в виде ежемесячных выплат перечислялось на ее лицевой счет в Коми отделение N8617 ПАО Сбербанк России. 22.10.2019 в Региональное отделение Фонда поступила информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ Иванова Л.А. умерла. Задержка поступления данных сведений повлекла несвоевременное прекращение ежемесячных страховых выплат на имя Ивановой Л.А, вследствие чего за период с мая 2019 года по октябрь 2019 года на ее лицевой счет было излишне перечислено 33 719 рублей 10 копеек.
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 марта 2020 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: взыскивать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми за счет казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Коми излишне перечисленные ежемесячные страховые выплаты в сумме 33 719 рублей 10 копеек за счет и в пределах стоимости наследственного имущества, умершей ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Л. А..
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Второй абзац резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" в пользу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Коми излишне перечисленные ежемесячные страховые выплаты в сумме 33 719 рублей 10 копеек путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете, открытом на имя Ивановой Л. А, умершей ДД.ММ.ГГГГ, N в ПАО "Сбербанк России".
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Республике Коми ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ивановой Л.А. являлась получателем страховой выплаты бессрочно в связи с утратой профессиональной трудоспособности на 60 % из-за повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в период работы в ОАО "Койгородоклес".
Ежемесячная страховая выплата зачислялась на лицевой счет Ивановой Л.А, открытый в Коми отделении N8617 ПАО Сбербанк.
ДД.ММ.ГГГГ Иванова умерла.
ГУ РО ФСС РФ по РК, не располагая сведениями о смерти получателя страховой выплаты Ивановой Л.А, продолжало перечислять на её счет в Коми отделении N8617 ПАО Сбербанк России в период с мая 2019 года по октябрь 2019 год страховые выплаты в общей сумме 33 719 рублей 10 копеек.
Приказом ГУ РО ФСС РФ по РК от 24.10.2019 года N1842-В, ежемесячная страховая выплата Ивановой Л.А. прекращена с 1 мая 2019 года в связи со смертью.
Из материалов наследственного дела следует, что наследников принявших наследство после смерти Ивановой Л.А. не имеется. Нотариусом Княжпогостского нотариального округа вынесено постановление от 19.04.2019 о возмещении расходов на похороны наследодателя в сумме 12 617 рублей 86 копеек.
Доказательств, подтверждающих фактическое принятие наследства кем-либо из возможных наследников, равно как и доказательств наличия таких наследников, ни стороной истца, ни стороной ответчика не представлено.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь положением ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обосновано пришел к выводу признании имущества умершей Ивановой Л.А. выморочным.
Материалами дела установлено, что по информации ПАО Сбербанк на лицевом счете на имя Ивановой Л.А. по состоянию на17 февраля 2020 года находятся денежные средства в размере 52 683 рубля 72 копейки; на данный лицевой счет истцом ежемесячно зачислялась ежемесячная страховая выплата в период с мая по сентябрь 2019 год.
Обязательства по страховому возмещению вреда здоровью прекращаются смертью лица, получающего такое обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из названной нормы права следует, что неосновательным обогащением следует считать то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
Указанные нормы подлежат субсидиарному применению, поскольку специальные нормы, позволяющие разрешить вопрос о судьбе излишне уплаченных страховых выплат, отсутствуют.
Спорные денежные средства согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункта 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении Фонда, в связи с чем должны быть возвращены ГУ - РО ФСС РФ по РК.
В силу положений статей 845, 854, 858 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение денежными средствами осуществляется клиентом или уполномоченными им лицами и может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство по договору банковского счета или вклада не прекращается смертью гражданина, а соответствующий договор продолжает действовать на общих основаниях. Соответственно, после смерти гражданина его права и обязанности в отношении банковского счета переходят к правопреемникам в порядке наследования.
Применительно к спорным правоотношениям, права и обязанности по счету Ивановой Л.А, открытому в ПАО "Сбербанк Росси", перешли в порядке наследования к Российской Федерации.
В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (пункт 2).
Соответствующее распоряжение ТУ Росимущества в Республике Коми не дано.
В данном случае защита прав истца согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается в судебном порядке разрешением вопроса о судьбе излишне перечисленных денежных средств, находящихся на счете в банке, путем обращения на них взыскания, что не влечет законных интересов и прав ответчика по делу, а напротив создает законное основание для возврата этих средств и исключает возможность их неправомерного использования.
Суды пришли к правильному выводу о том, что заявленные ГУ-РО ФСС по РК требования о возврате излишне перечисленных средств должны быть обращены к Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Республике Коми как к наследнику выморочного имущества умершей ФИО, и не могли быть удовлетворены в отношении ПАО "Сбербанк России", являющегося посредником в данных отношениях.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Республике Коми без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.