Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Смирновой О.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1640/2019 по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области к Таболич Елене Федоровне о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Арахамии Н.О, действующей по доверенности от 9 января 2020 г, прокурора Поповой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с иском к Таболич Е.Ф, уточнив исковые требования, просил возложить обязанность на ответчика в срок до 1 июля 2021 г. произвести отчуждение земельного участка с кадастровым номером N, площадью 601 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешённым использованием для дачного строительства, расположенного по адресу: "адрес", МО "Аннинское сельское поселение", ТСН "Южные высоты", "адрес" (далее - земельный участок).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 июня 2020 г, исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворены, возложена обязанность на Таболич Е.Ф. произвести отчуждение земельного участка.
В кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекса).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Таболич Е.Ф, на основании договора купли-продажи от 23 мая 2015 г. является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи, заключенным между ООО "Земельный ресурс" и Таболич Е.Ф, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26 июня 2019 г.
Таболич Е.Ф. является гражданином Республики Беларусь, гражданства Российской Федерации не имеет, имеет вид на жительство в Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 55 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. N 26), статьями 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьёй 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пришёл к выводу, что земельный участок Указом Президента Российской Федерации включён в перечень приграничных территорий, на которых иностранные гражданине не могут обладать на праве собственности земельными участками, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Избранный истцом способ защиты права - принудительное изъятие у собственника имущества в порядке, предусмотренном законодателем в статье 238 Гражданского кодекса, признан соразмерным и соответствующим требованиям закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что национальное законодательство Российской Федерации, а также международные договоры между Российской Федерацией и Республикой Беларусь регулируют имущественные отношения договаривающихся сторон и не гарантируют гражданам Республики Беларусь право предоставления земельных участков, отнесённых к приграничным территориям Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, вышеуказанным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, имеющим целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все её природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом, и, тем самым, - реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Ставя вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в кассационной жалобе указывает на необоснованность вывода суда об отсутствии права граждан Республики Беларусь на приобретение в собственность земельных участков, отнесённых к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в приграничной территории.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определённых условиях приобретать в собственность и в определённых пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (часть 1 статьи 260 Гражданского кодекса), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьёй 62 (часть 3).
Вместе с тем, федеральный законодатель ввёл некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьёй 15 Земельного кодекса для указанных лиц введён запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определённые ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий. Так, согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование оборота земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, в том числе на приграничных территориях, не допускает возникновения права собственности на них у иностранных граждан и не рассматривается нарушением национального и международного законодательства исходя из основ конституционного строя государства.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 11 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.