Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Бурматовой Г.Г, Фуганова Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Гурьевского городского округа Калининградской области к Сударь Ирине Вячеславовне о расторжении договора аренды земельного участка, взыскании задолженности по арендной плате и пени
по кассационной жалобе Сударь Ирины Вячеславовны на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Гурьевского городского округа Калининградской области обратилась в суд с иском к Сударь Ирине Вячеславовне о расторжении договора аренды N492, заключенного между сторонами в отношении земельного участка с кадастровым номером N для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", взыскании задолженности по арендной плате за период с 15 сентября 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в размере 6510 рублей 86 копеек и пени за период с 26 марта 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в размере 27192 рублей 01 копейки. В обоснование исковых требований указала, что ответчик является арендатором указанного участка, однако обязательства по внесению арендной платы за использование земельного участка не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность в испрашиваемом размере. Ввиду ненадлежащего исполнения обязательств в части внесения арендных платежей, истец полагал возможным расторгнуть заключенный между сторонами договор.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 января 2020 года исковые требования администрации Гурьевского городского округа Калининградской области удовлетворены, договор аренды N492, заключенный между администрацией Гурьевского муниципального района и Сударь И.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" расторгнут; с Сударь И.В. в пользу администрации Гурьевского городского округа Калининградской области взыскана задолженность по договору N492 аренды земельного участка от 23 апреля 2012 г. в размере 24361 рубля 44 копеек, а также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 930 рублей 84 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 июля 2020 г. решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 января 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сударь И.В. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на необоснованный отказ в снижении размера неустойки, а также несоразмерное применение санкции в виде расторжения договора за неоплату арендных платежей в размере 6510 рублей 86 копеек.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтового уведомления и размещения информации на сайте суда и в сети Интернет. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сударь И.В. на основании соглашения от 13 марта 2015 г. об уступке прав и обязанностей по договору N 492 от 23 апреля 2012 г. аренды земельного участка, заключенному с Писменовой А.Н, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Участок был предоставлен в аренду сроком до 1 апреля 2022 г.
Пунктом 4.1 указанного договора аренды земельного участка установлено, что в течение всего срока аренды земельного участка арендатор уплачивает арендную плату за предоставленный земельный участок. Размер арендной платы составляет 2260 рублей, вносится арендатором ежегодно до 15 сентября каждого года.
Пунктом 4.5 договора предусмотрена обязанность арендатора по ежегодному обращению в администрацию Гурьевского городского округа для уточнения ставки арендной платы и предоставлению декларации по арендной плате за землю.
Пунктом 4.7 установлены санкции за нарушение условий договора в части оплаты арендных платежей - начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате. Размер пени составляет 0, 5 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 22, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 195, 196, 200, 307, 309, 310, 450, 452, 619 Гражданского кодекса Российской федерации, проверив правильность расчета задолженности, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования с учетом с учетом применения срока исковой давности к требованиям о взыскании неустойки за период до 11 октября 2016 г, расторгнув заключенный между сторонами договор и взыскав задолженность в размере 24361 рубля 44 копеек.
При этом судом было отмечено, что оснований для снижения размера неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку ответчик был осведомлен о наличии задолженности по договору аренды, при этом не предпринимал никаких действий по ее погашению. Кроме того, заявив ходатайство о снижении размера неустойки, доказательств ее несоразмерности, наличия тяжелого материального положения или иных заслуживающих внимания обстоятельств ответчик не представила.
Отклоняя доводы ответчика о необоснованном отказе в снижении размера неустойки, судебная коллегия апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда в указанной части, также приняла во внимание, что рассматриваемый иск о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пени, расторжении договоров аренды земельных участков не является единственным. Так в течение 2020 года Гурьевским районным судом Калининградской области было рассмотрено 46 исков администрации Гурьевского городского округа о взыскании с Сударь И.В. задолженности по договорам аренды в отношении земельных участков значительной площадью с видами разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует о том, что право аренды спорного земельного участка, который по целевому назначению не используется, было оформлено Сударь И.В. не для использования земельного участка в личных целях. Снижение неустойки возможно в таком случае только по обоснованному заявлению должника, которым надлежащего обоснования применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации с представлением доказательств несоразмерности неустойки, размер которой был согласован сторонами при заключении договора, ответчиком представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, и подтверждены доказательствами. Суд правильно определилхарактер правоотношений сторон, применил нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции проверялись доводы ответчика о возможности снижения неустойки по основаниям статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и были отклонены по основаниям, признанным судом кассационной инстанции правильными.
Следует отметить, что применение положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к взыскиваемой неустойке обязанностью суда не является. Сам по себе факт превышения пени над суммой долга основанием для ее снижения не является.
Оснований для признания расторжения договора аренды чрезмерной санкцией для ответчика судебная коллегия кассационной инстанции также не усматривает ввиду установленного судами нижестоящих инстанций нарушения последним существенного условия договора аренды, просрочку платежей за период более трех лет.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судом как первой, так и второй инстанции, обжалуемые судебные постановления содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сударь Ирины Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.