Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Грязнове Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абубекеровой С.Н. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2020 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец Абубекерова С.Н. обратилась в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства - жилого дома площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года - 360 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что ей принадлежит на праве собственности указанный жилой дом. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу здания составила 9 058 355 руб. Однако согласно отчету от 30 мая 2020 года N, составленному "данные изъяты" Д.Г, действительная рыночная стоимость указанного жилого дома по состоянию на 1 января 2018 года составляет 360 000 руб, в связи с чем, нарушены ее права, как плательщика налога.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2020 года административное исковое заявление Абубекеровой С.Н. удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость жилого дома площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" 8, в размере его рыночной стоимости, равной 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
В апелляционной жалобе административные ответчики Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в основу данного решения судом первой инстанции положен отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 7 мая 2020 N, составленное оценщиком - "данные изъяты" ФИО9, который судом необоснованно был признан надлежащим доказательством. Доводы о том, что отчет составлен с существенными нарушениями требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки судом необоснованно отклонены.
Определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года по делу назначена повторная судебная экспертиза в части определения рыночной стоимости объекта недвижимости: объект капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты"" ФИО8
По результатам проведения повторной судебной экспертизы экспертом "данные изъяты"" ФИО8 представлено заключение от 24 ноября 2020 года N, в котором рыночная стоимость объекта недвижимости - объект капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года определена в 1 226 000 рублей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, исследовав новое доказательство заключение "данные изъяты"", выполненное экспертом ФИО8 от 24 ноября 2020 года N, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (абзац первый пункта 1 статьи 402 НК РФ).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 N 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года
Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года N 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года N 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение "Чуваштехинвентаризация" Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства произведена согласно, Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания).
В силу пункта 1.3. Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года N 01-ГКО-21- 2018.
В соответствии с частью 25 статьи 14 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии проведена проверка отчета об итогах государственной кадастровой оценки и подготовлено уведомление об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки от 5 октября 2018 года 15-01639/18.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года N 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года N 149 Бюджетное учреждение "Чуваштехинвентаризация" Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Согласно, выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N составляет 3 818 668, 28 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ физические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ N, изготовленный оценщиком "данные изъяты" ФИО9, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 360 000 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере, определенном в отчете об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ N, оценщика "данные изъяты" ФИО9, суд первой инстанции исходил из того, что данный отчет соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ, содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов, оснований сомневаться в достоверности отчета у суда не имеется.
В ходе рассмотрения дела для проверки соответствия представленных административным истцом отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и правильности определения в них рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, судом апелляционной инстанции назначена судебная экспертиза, её проведение поручено эксперту "данные изъяты"" ФИО8
Согласно заключению эксперта "данные изъяты"" ФИО8 представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, представленный административным истцом отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость объекта недвижимости - объект капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 226 000 рублей.
Указанное заключение эксперта принято в качестве нового доказательства и приобщено судом апелляционной инстанции к материалам дела на основании положений статей 63, 247, 306, 308 КАС РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", пунктов 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценив заключение эксперта "данные изъяты"" ФИО8 от 24 ноября 2020 года N по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подходов к оценке (сравнительного и затратного подходов) судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений об объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению, судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учётом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде апелляционной инстанции повторной судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
В силу изложенного судебная коллегия признаёт достоверным доказательством заключение эксперта "данные изъяты"" ФИО8 от 24 ноября 2020 года N в части определения рыночной стоимости объекта недвижимости - объект капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
Иных достоверных и допустимых доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в деле не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции, в соответствии с п.3 ч.2 ст.310 КАС РФ), подлежит изменению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере, определенном в заключении эксперта "данные изъяты"" ФИО8 от 24 ноября 2020 года N:
объекта капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 226 000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2020 года в части установления размера кадастровой стоимости объекта недвижимости - объекта капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" - изменить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - объекта капитального строительства - жилой дом площадью 266, 2 кв. м, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 226 000 рублей.
В остальной части решение Верховного Суда Чувашской Республики от 4 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (города Самара), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.