Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В.
при секретаре Идрисовой С.З.
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веревкина С.Н. о признании недействующим пункта 3546 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год"
по апелляционной жалобе Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО9, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции отменить, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп, опубликованным 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
В пункт 3546 Перечня на 2020 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Веревкин С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 3546 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее Перечень а 2020 год).
В обоснование заявленных требований указал о том, что указанный объект недвижимости находится в его собственности, указанное нежилое здание фактически не используется, поскольку находится в разрушенном состоянии после пожара в 2016 году. Считает, что рассматриваемый объект недвижимости на момент его включения в Перечень на 2020 год не отвечал признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение спорного нежилого здания в указанный Перечень на 2020 год затрагивает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, с участием его представителя ФИО3, который требования административного искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО9 в судебном заседание требования административного иска не признала.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 сентября 2020 года административное исковое заявление Веревкина С.Н. удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 3546 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
С Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу Веревкина С.Н. взысканы 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 сентября 2020 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы указывает, что включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечень на 2020 год основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации), а также исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО9 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение Верховного Суда Республики Марий Эл отменить.
Административный истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым отменить решение Верховного Суда Республики Марий Эл, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2).
В соответствии с положениями Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2017 года.
Согласно положений статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Решением Собрания депутатов городского округа "город Йошкар-Ола" от 19 ноября 2014 года N 19-VI "Об установлении налога на имущество физических лиц" предусмотрено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных уполномоченным органом Правительства Республики Марий Эл в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
24 декабря 2019 года Министерством государственного имущества Республики Марий Эл издан приказ N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года N 325 "Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года N 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл", Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года N 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", принят в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства о его принятии и введении в действие.
По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год.
Рассматривая административное исковое заявление по существу, судом первой инстанции установлено, что Веревкин С.Н. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" содержит пункт 3546 следующего содержания: кадастровый номер здания (строения, сооружения) - N, адрес объекта: "адрес"
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходил из того, что административным ответчиком не предоставлено суду доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент включения здания в Перечень на 2020 год в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета назначение, разрешенное использование и наименование помещений здания общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривали размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов. Объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия не может согласится с указанным выводом в силу следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером: N имеет назначение - "нежилое здание", наименование - "закусочная с офисными помещениями", расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "предпринимательство".
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и (или) его предназначения и (или) вида его фактического использования.
Каждое из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции правильно констатировал, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с видом разрешенного использования указанного земельного участка спорное здание включению в Перечень на 2020 год не подлежало.
Однако критерий предназначения использования здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания является достаточным основанием для включения объекта в Перечень на 2020 год.
Так, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), техническим паспортом на здание закусочной с офисными помещениями подготовленным "данные изъяты" "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что двухэтажное здание, расположенное по адресу: расположенного по адресу: "адрес" включает в себя помещения следующего назначения: торговый зал, коридор, котельная, клад. эл./щитовая, коридор, туалет, подсобная (1 этаж лит. А); лестничная клетка, торговый зал, кабинет, подсобная, коридор, туалет, душевая (2 этаж лит. А).
Учитывая, что общая площадь спорного объекта недвижимости составляет 247, 8 кв.м, а общая площадь помещений с назначением, предусматривающим размещение торговых объектов, а именно торговый зал на 1 этаже общей площадью "данные изъяты" кв.м, торговый зал на 2 этаже "данные изъяты" кв.м, всего "данные изъяты" кв.м, что составляет 52, 1 % от общей площади здания, вывод суда о признании недействующим пункта 3546 Перечня на 2020 год не может быть признан обоснованным.
Учитывая изложенные обстоятельства включение нежилого здания с кадастровым номером: N в оспариваемый пункт Перечня на 2020 год по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Веревкина С.Н.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл удовлетворить, решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 9 сентября 2020 года - отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Веревкина С.Н. о признании недействующим пункта 3546 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года N 27-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" - отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.