Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства юстиции Республики Дагестан на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Дагестан от 2 июня 2020 г. по административному делу N 2а-2992/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 в своих интересах и интересах ФИО2-Гусейновича, Камалова Магди-Магомеда Магомедовича к Министерству юстиции Республики Дагестан о признании незаконным бездействия в несогласовании проведения публичного мероприятия (демонстрации), обязании согласовать его проведение, назначить своего уполномоченного, довести информацию об установленной норме предельной заполняемости территории, обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Магомедов А.А, Юсупов И.Г.-Г, Камалов М.-М.М. обратились в суд с административным иском к Министерству юстиции Республики Дагестан (далее также - Минюст РД), в котором просили признать незаконным бездействие Министерства юстиции Республики Дагестан, выраженное в несогласовании публичного мероприятия в форме демонстрации 28 июля 2019 с 10 часов 00 минут до 11 часов 30 минут в "адрес" с заявленной целью "Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника "Черновик" Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан и обязать Министерство юстиции Республики Дагестан согласовать Магомедову А.А, Юсупову И.Г.-Г, Камалову М.-М.М. вышеуказанное публичное мероприятие, а также: назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организаторам публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия; довести до сведения организаторов публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организаторами публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.
В обоснование заявленных требований указали на то, что на их уведомление Министерством юстиции Республики Дагестан 17 июля 2019 г. дан ответ N, в котором указано, что Министерством юстиции Республики Дагестан направлено письмо в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Республике Дагестан (далее - УГИБДД по Республике Дагестан) об определении возможности проведения публичного мероприятия в месте и во время, указанные в уведомлении. Также указали, что ответ от УГИБДД по Республике Дагестан в настоящее время не получен, и при получении ответа организаторы будут дополнительно извещены о принятых мерах по их уведомлению. Административные истцы считают бездействие Минюста РД незаконным и нарушающим их право на свободное проведение запланированной демонстрации.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2019 г. административный иск удовлетворен, ответ Министерства юстиции Республики Дагестан от 17 июля 2019 г. N признан незаконным, проведение публичного мероприятия считать согласованным, на Министерство юстиции Республики Дагестан возложено исполнение обязанностей в порядке части 1 статьи 12 Федерального Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июля 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2019 г. отменено и принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично, на Министерство юстиции Республики Дагестан возложена обязанность в срок до 8 августа 2019 г. повторно рассмотреть вопрос о согласовании новой даты, места, времени и условий проведения публичного мероприятия (демонстрации), заявленного организаторами публичного мероприятия. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июля 2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Дагестан в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 июня 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2019 г. в части: "Считать согласованным Министерством юстиции Республики Дагестан проведение публичного мероприятия в форме демонстрации 28 июля 2019 с 10 часов 00 минут по 11 часов 30 минут в г "адрес" с целью "Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника "Черновик" Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан. Обязать Министерство юстиции Республики Дагестан в срок до дня проведения публичного мероприятия выполнить требования части 1 статьи 12 Федерального Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в том числе назначить уполномоченного, довести до сведения организаторов об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия, обеспечить в пределах компетенции общественный порядок и безопасность, информировать соответствующие органы власти и местного самоуправления о причинах проведения публичного мероприятия. Обратить решение суда к немедленному исполнению" отменено, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Министерство юстиции Республики Дагестан просит судебные акты в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из материалов дела следует, что на поступившее от административных истцов уведомление о проведении демонстрации, Министерство юстиции Республики Дагестан направило им письмо с указанием, что на их обращение в УГИБДД по Республике Дагестан ответа не поступило, после получения ответа организаторы публичного мероприятия будут дополнительно извещены о мерах, принятых по уведомлению.
Рассматривая административный спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришел к выводу, что административный ответчик не в полной мере выполнил требования части 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в частности, не выполнил обязанность направить в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или)времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям упомянутого закона.
Судебная коллегия соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанции о признании незаконным ответа Министерства юстиции Республики Дагестан от 17 июля 2019 г. N, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее также - Федеральный закон N 54-ФЗ) установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12).
Кроме того, к указанным обязанностям относится обеспечение в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 1 статьи 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко", понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Исходя из содержания части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти обязан предложить организатору публичного мероприятия не только устранить определенные несоответствия, но также изменить место и (или) время его проведения.
С учетом приведенных норм и законоположений в их системном единстве суды сделали правильный вывод об удовлетворении требований административных истцов в части и признали ответ Министерства юстиции Республики Дагестан от 17 июля 2019 г. N не соответствующим вышеприведенным нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом, были предметом оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Дагестан от 2 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства юстиции Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.