Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 августа 2020 г. по административному делу N 2-615/2019 по исковому заявлению исполняющего обязанности Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермических ям (скотомогильников), обязании осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право на бесхозяйное имущество - биотермические ямы (скотомогильники), расположенные на территории Хабезского муниципального района, обязании организовать мероприятия по приведению их в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Салпогарова М.П, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6 полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики обратился с вышеуказанным иском в суд, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Хабезского сельского поселения выявлено, что на территории а.Хабез, а.Али-Бердуковский и а.Бесленей Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики расположены биотермические ямы (скотомогильники) для утилизации отходов, содержание которых не отвечает требованиям закона. Указанные объекты на балансе администрации не состоят, права на объекты не зарегистрированы, при этом полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление этих полномочий является расходным обязательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Неосуществление государственных полномочий по обеспечению их содержания и контролю за использованием, по мнению прокурора, представляет угрозу жизни и здоровья людей, лишает их права на благоприятную среду и защиту от негативного воздействия.
Решением Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2020 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 февраля 2020 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку решение суда вынесено в отсутствие Правительства Карачаево-Черкесской Республики, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Апелляционным определением от 19 августа 2020 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики уточненный иск прокурора удовлетворила в части. Судом постановлено: "Признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную в кадастровом квартале "данные изъяты" на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник). Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до 1 февраля 2021 г, организовать мероприятия по консервации скотомогильника, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты" на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота).
Признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму, расположенную в кадастровом квартале "данные изъяты" по адресу: "адрес", с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник). Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до 1 февраля 2021 организовать мероприятия по оборудованию ее в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N, а именно: огородить территорию биотермической ямы (скотомогильника) глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0, 8 -1, 4 м и шириной не менее 1, 5 м с устройством вала из вынутого грунта (п. 5.6 Правил); над ямой на высоте 2, 5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п. 5.8 Правил); установить вытяжную трубу диаметром 25 см, и высотой 3 м, плотно закрываемую крышку на биотермическую яму (скотомогильник) (п. 5.7 Правил).
В удовлетворении исковых требований прокурора о признании государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермической ямы, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота), о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник), о возложении обязанности на Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до 1 февраля 2021 г. об организации мероприятий по консервации скотомогильника расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота), отказать".
В кассационной жалобе, переданной судебной коллегией по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции для его рассмотрения и разрешения в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит отменить апелляционное определение в части удовлетворенных требований и по делу принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме.
От Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики поступил письменный отзыв, в котором поддержаны доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Салпогарова М.П, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также -Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 27).
Определяя круг вопросов местного значения сельского поселения, федеральный законодатель вопросы по организации скотомогильников не отнес к полномочиям сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, обязательных для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 апреля 2019 г. N 864-О обратил внимание, что часть 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закрепляет вопросы местного значения, которые по общему правилу относятся к компетенции городских поселений, согласно части 3 названной статьи могут быть закреплены и за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за исключением вопроса организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанного в пункте 23 части 1 статьи 14 названного закона.
Суд апелляционной инстанции, установив, что на территории Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики в кадастровом квартале "данные изъяты", на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота), в кадастровом квартале "данные изъяты" по адресу: "адрес" с координатами: "данные изъяты" (широта), "данные изъяты" (долгота) находятся бесхозяйные биотермические ямы, пришел к верному выводу о том, что это имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следовательно, как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения в этой части заявленных требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом судов, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о том, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики не является надлежащим ответчиком несостоятельны.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного федерального закона (пункт 5).
Целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, является нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения (пункты 1.6 и 1.11 названных выше ветеринарно-санитарных правил), в связи с чем суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что содержание биотермических ям федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено и надлежащим ответчиком правильно определилПравительство Карачаево-Черкесской Республики.
Не может быть принят во внимание и довод кассационной жалобы о необходимости обращения органа местного самоуправления с заявлением в Управление Росреестра о постановке вышеуказанных объектов на учет в качестве бесхозяйных, поскольку согласно положениям Федерального закона N 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ), следовательно, указанные объекты не могут быть бесхозяйными.
Утверждение в жалобе о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора в части организации мероприятий по консервации и оборудования скотомогильников является Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики, судом апелляционной инстанции признано ошибочным, поскольку как правильно указал суд, мероприятия по консервации и оборудованию скотомогильника может осуществлять только его собственник, в данном случае Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования прокурора и устанавливая административным ответчикам сроки: Правительству Карачаево-Черкесской Республики в срок до 1 февраля 2021 г. организовать мероприятия по консервации, по оборудованию скотомогильников, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на биотермические ямы, суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, продолжительность проведения указанных мероприятий составляет значительное время, которое в силу объективных причин может быть и более указанных сроков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 августа 2020 г. в части возложения на Правительство Карачаево-Черкесской Республики обязанности в срок до 1 февраля 2021 г. организовать мероприятия по консервации скотомогильника и обязанности в срок до 1 февраля 2021 г. организовать мероприятия по оборудованию скотомогильника, а также в части возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на биотермические ямы изменить, исключив из текста слова: "в срок до 1 февраля 2021 г." и "в течение 6 месяцев", в остальной части апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.