Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Василевского Владимира Ивановича, Василевской Инны Олеговны действующей от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края, Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю, Правительству Ставропольского края, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации
по кассационной жалобе Василевского Владимира Ивановича, Василевской Инны Олеговны на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Василевского В.И. и Василевской И.О.- адвоката Яровую Л.С, действующую на основании ордера от 15 декабря 2020годва, судебная коллегия
установила:
Василевский В.И, Василевская И.О, действующая от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края, Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю, Правительству Ставропольского края, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 23января 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал Василевского В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Василевскую И.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения пострадавшими в результате ЧС на территории муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края в результате паводкового наводнения полностью утратившими жильё.
Признал за Василевским В.И. и членами его семьи: супругой - Василевской И.О, сыном - ФИО2В, сыном - ФИО13 М.В, дочерью - ФИО5, дочерью супруги - ФИО6, сыном супруги - ФИО6 право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из площади "данные изъяты" кв.м, в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" непригодным для проживания в результате ЧС - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновению чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 года N 1, являющейся ЧС федерального характера, в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов правомерными действиями, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 года N 982 за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с пп. "а" п. 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года N 110.
Обязал администрацию муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края включить Василевского В.И, Василевскую И.О, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6 в список граждан имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из площади "данные изъяты" кв.м, а именно список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС - паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 года N 1.
В остальной части исковых требований к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю; ГУ МВД России по Ставропольскому краю; Правительству Ставропольского края; Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны; чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерству Финансов Российской Федерации; Министерству финансов Ставропольского края, Министерству ЖКХ Ставропольского края судом отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17 июня 2020 года, решение Грачевского районного суда Ставропольского края 23 января 2020 года отменено, с принятием по делу нового решения, которым отказано в удовлетворении требований Василевского В.И, Василевской И.О, действующей от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО6 о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В кассационной жалобе Василевский В.И, Василевская И.О. ставят вопрос об отмене судебного постановления апелляционной инстанции, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 Постановления N 561).
Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент ЧС, в результате которой они лишились жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент ЧС, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абзац второй пункта 2 Постановления N561).
Абзацем 2 пункта 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 года N9 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - обращение истцов с заявлением о включении в список) предусмотрено, что на основании заявления гражданина, чьё жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления в 8-дневный срок с даты поступления заявления гражданина подготавливается список по форме согласно приложению N 3 (1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 года N 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана ЧС федерального характера.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой исходил из того, что в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, принадлежащего истцу жилого дома, произошла деформация подземных и надземных несущих и ограждающих конструкций, свидетельствующих о полной утрате жилого помещения, что истцы постоянно проживали в указанном доме и зарегистрированы в нем, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации, что данное жилье является для них единственным.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и пришел к выводу о том, что факт подтопления территории домовладения, подвалов и хозяйственных построек не свидетельствует о подтоплении именно жилого дома, следов воздействия воды на жилой дом истцов комиссией в результате обследования 23.06.2017 года не зафиксировано.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что не установлено воздействие стихии на жилой дом и в ходе проведения судебной экспертизы, а заключением комиссии от 31.10.2017 года установлен факт износа дома в процессе эксплуатации (год постройки жилого дома - 1917), а не воздействия стихии, имевшей место в мае 2017 года.
Суд апелляционной инстанции отметил, что факт выплаты денежной компенсации в размере 10 000 рублей каждому члену семьи истцов, как пострадавшим от ЧС, произведён в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10.04.2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и не может свидетельствовать о возникновении у истцов права на включение их в списки на получение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно акту проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, направленных на финансовое обеспечение проведения аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий подтопления на территории Ставропольского края в 2017 году раздел 1 "Анализ общей ситуации, сложившейся в результате ЧС" от 31.07.2017 года в ходе проверки установлено, что в зону подтопления попали приусадебные участки 52 жилых домов. Разрушенных и повреждённых жилых домов на территории Сергиевского сельсовета, попавших в зону подтопления, не имеется (т. 1 л.д. 163-169).
Из акта N 1 обследования помещений жилого дома по "адрес" от 31.10.2017 года следует, что в ходе осмотра использованы данные технического паспорта от 18.07.2017 года, согласно которому общий износ жилого дома составляет 75%. По итогам обследования комиссией дано заключение: признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", непригодным для проживания в силу фактического износа в процессе эксплуатации (т. 1 л.д. 155-156). Факт воздействия ЧС на износ дома комиссией не установлен.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.