Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Смородина П.В. (далее Смородин П.В.), действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Лестрейд-НН" (далее ООО "Лестрейд-НН", общество), на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Нижегородской области, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 06 августа 2019 года, решение судьи Ветлужского районного суда Нижегородской области от 17 декабря 2019 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 04 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Лестрейд-НН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Нижегородской области, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 06 августа 2019 года N 3, оставленным без изменения решением судьи Ветлужского районного суда Нижегородской области от 17 декабря 2019 года, решением судьи Нижегородского областного суда от 04 марта 2020 года, ООО "Лестрейд-НН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Смородин П.В, действующий в интересах общества, ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. Выражает несогласие с выводами, изложенными в судебных актах. Полагает, что срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек 22 июля 2019 года. Также просит восстановить срок на подачу жалобы на вышеуказанные процессуальные акты.
Заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 16 Правил определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Согласно пункту 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 23 мая 2019 года в соответствии с приказом от 20 мая 2019 года и служебного поручения к приказу должностным лицом департамента лесного хозяйства Нижегородской области проведен осмотр лесных участков, на которых ООО "Лестрейд-НН" осуществляет свою деятельность на основании договора аренды от 06 мая 2011 года N 467.
В 11 часов 22 минуты в квартале 54 выделе 11 Калининского участкового лесничества Ветлужского районного лесничества установлено, что лесосека рубкой пройдена не по всей площади, по всему периметру лесосеки имеются порубочные остатки, очистка лесосеки одновременно с заготовкой не произведена, порубочные остатки располагаются ближе 10 метров от стены леса, имеется складированная не вывезенная древесина в примерном объеме 10 куб. метров, а также срубленная (не стрелеванная) древесина, оставленная на месте рубки; в 12 часов 38 минут в квартале 94 выделе 14 Калининского участкового лесничества Ветлужского районного лесничества установлено, что очистка лесосеки от порубочных остатков произведена не на всей площади, имеются кучи с порубочными остатками шириной более 3 метров и ближе 10 метров от стены леса, имеется не вывезенная складированная древесина в примерном объеме 15 куб. метров; в 13 часов 29 минут в квартале 83 выделе 15 Калининского участкового лесничества Ветлужского районного лесничества установлено, что очистка лесосеки от порубочных остатков произведена не на всей площади, имеются порубочные остатки за границей лесосеки, а также на лесосеке имеются кучи с порубочными остатками шириной более 3 метров и ближе 10 метров от стены леса, имеется складированная не вывезенная древесина в примерном объеме 20 куб. метров.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 22 июля 2019 года в отношении ООО "Лестрейд-НН" протокола N 3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от 06 августа 2019 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы являются аналогичными ранее заявленным в жалобах, поданных в суды нижестоящих инстанций, получили должную оценку судей районного и областного судов при производстве по делу об административном правонарушении, которая отражена в соответствующих судебных актах. Оснований для переоценки данных выводов не имеется. Постановление о привлечении ООО "Лестрейд-НН" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Нижегородской области, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 06 августа 2019 года, решение судьи Ветлужского районного суда Нижегородской области от 17 декабря 2019 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 04 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Лестрейд-НН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Смородина П.В, действующего на основании доверенности в интересах ООО "Лестрейд-НН" - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.