Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Воронежской области Буслаева Г.И. на вступившее в законную силу постановление судьи Поворинского районного суда Воронежской области от 6 мая 2020 года, вынесенное в отношении главного врача бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Поворинская районная больница" (далее также - БУЗ ВО "Поворинская РБ", учреждение) Овсянниковой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Поворинского районного суда Воронежской области от 6 мая 2020 года главный врач БУЗ ВО "Поворинская РБ" Овсянникова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
В протесте, поданном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Воронежской области Буслаев Г.И. просит об отмене судебного акта, считая его незаконным, и направлении дела на новое рассмотрение.
Овсянникова С.В, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанного протеста, возражения на него не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Овсянниковой С.В. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (п.3).
Согласно п. 4.4, 4.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, равно как и подчиненные им руководители учреждений здравоохранения обязаны обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в обсерваторах, режима инфекционного стационара в медицинских организациях, оказывающих стационарную помощь больным с подозрением на C0V1D-19.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах) в период с 22 апреля 2020 года по 29 апреля 2020 года проведено санитарно-эпидемиологическое расследование по факту регистрации инфекционного заболевания среди работников БУЗ ВО "Поворинская РБ".
По результатам указанного мероприятия 29 апреля 2020 года составлен акт, согласно которому 8 апреля 2020 года ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах получено первое донесение филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах) о факте заболевания новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) на территории Поворинского муниципального района Воронежской области.
20 апреля 2020 года ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах получено донесение N 1097 филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах о факте заболевания новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) больного Онищенко С.П, который находился в инфекционном отделении БУЗ ВО "Поворинская РБ" с 16 апреля 2020 года по 17 апреля 2020 года, затем переведен в инфекционное отделение бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Борисоглебская районная больница", где скончался 19 апреля 2020 года в день получения положительного результата исследования на РНК 2019-nCoV.
Согласно данного донесения информация о контактных передана главному врачу БУЗ ВО "Поворинская РБ" Овсянниковой С.В. для организации медицинского наблюдения и обследования в установленные сроки.
Согласно донесениям филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах при обследовании по контакту с больным новой коронавирусной инфекции (COVID-19) положительный результат COVID-19 выявлен у контактных Омельченко Е.Д. (донесение N1155 от 21 апреля 2020 года, N1179 от 22 апреля 2020 года); Голощаповой Е.В. (донесение N1171 и N1202 от 22 апреля 2020 года); Трунилина А.П. (донесение N1177, 1185, 1204 от 22 апреля 2020 года), работников БУЗ ВО "Поворинская РБ".
При санитарно-эпидемиологическом расследовании в БУЗ ВО "Поворинская РБ" выявлены следующие нарушения обязательных требований:
-в нарушение абз.9 Рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи в стационарных условиях, введенных в действие письмом Роспотребнадзора от 9 апреля 2020 года N02/6509-2020-32, в инфекционном отделении БУЗ ВО "Поворинская РБ" не проводится термометрия и опрос медицинского персонала, что подтверждается отсутствием журнала термометрии медицинских работников;
-в нарушение п.п.5.6, 12.3, 12.4.3, 12.4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), в шлюзах четырех боксов инфекционного отделения, а также в палате, ординаторской, в туалете для персонала на раковинах отсутствуют жидкое мыло с дозатором, кожные антисептики, индивидуальные и одноразовые бумажные полотенца;
-в нарушение п.11.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 в боксе N2 инфекционного отделения в течение апреля 2020 года не проводилась генеральная уборка, что подтверждается отсутствием записей за апрель 2020 года в ведущемся в инфекционном отделении журнале проведения генеральных уборок;
-в нарушение п.п.11.5, 11.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 используется частично немаркированный уборочный инвентарь (на всей ветоши отсутствует маркировка, в боксе N 3 отсутствует маркировка на ведре);
-в нарушение п.11.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 11.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), в процедурном кабинете инфекционного отделения емкость с рабочим раствором дезинфекционного средства для обработки перчаток не снабжена плотно прилегающей крышкой;
-в нарушение п. 11.12 СанПиН 2.1.3.2630-10, приложения 3 (обязательное) Р 35.1904-04 "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 4 марта 2004 года, на имеющиеся в процедурном кабинете, коридоре и санпропускнике передвижном облучателе для обеззараживания воздуха не ведется журнал учета кварцевания;
-в нарушение п. 15.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 персонал инфекционного отделения не в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты (отсутствуют противочумные костюмы, защитные очки, бахилы или сапоги);
-в нарушение п. 15.10 СанПиН 2.1.3.2630-10, п.п. 15.10, 15.15 СП 3.1/3.2.3146-13 персонал инфекционного отделения не обеспечен комплектами сменной одежды (не менее 3 комплектов на одного сотрудника);
-в нарушение п.2.4 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях обеспечения противоэпидемической готовности к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации, в БУЗ ВО "Поворинская РБ" отсутствует оперативный план проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (умершего), подозрительного на эти заболевания и синдромы, а именно новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);
-в нарушение п. 11.2 СП 3.1/3.2.3146-13 в медицинских картах пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях от ДД.ММ.ГГГГ N (ФИО8), от ДД.ММ.ГГГГ N (ФИО9), от ДД.ММ.ГГГГ N (ФИО7), при обследовании инфицированных лиц не проведен эпидемиологический анамнез, данные эпидемиологического анамнеза не внесены в медицинские карты больных.
В Байчуровской участковой больнице БУЗ ВО "Поворинская РБ", где в соответствии с донесением филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах от 24 апреля 2020 года N 1271 у врача-терапевта ФИО10, обследованного в качестве контактного лица больной ФИО11, выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), установлены следующие нарушения:
-в нарушение п.11.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 хранение уборочного инвентаря допущено в туалетных комнатах персонала;
-в нарушение п.11.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 на емкостях с дезинфицирующими растворами в процедурном кабинете отделения сестринского ухода на маркировочных ярлыках отсутствует наименование дезинфицирующего средства, его концентрация, предельный срок годности раствора;
-в нарушение п.15.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 персонал амбулатории Байчуровской участковой больницы БУЗ ВО "Поворинская РБ" не в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты (отсутствуют защитные очки, респираторы (щитки), бахилы);
-в нарушение п.2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 на территории хозяйственной зоны Байчуровской участковой больницы БУЗ ВО "Поворинская РБ" отсутствует контейнерная площадка для отходов.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 29 апреля 2020 года главным специалистом - экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах протокола об административном правонарушении и вынесения 6 мая 2020 года судьей районного суда постановления о привлечении главного врача БУЗ ВО "Поворинская РБ" Овсянниковой С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судьей районного суда назначено названному лицу административное наказание в виде предупреждения с применением положений части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса.
Между тем состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Из части 3 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее по тексту цитируемых норм - их работники), устанавливаются данным Кодексом.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса (часть 3 статьи 3.4 указанного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 285-О, от 21 сентября 2017 года N 1790-О и от 10 октября 2017 года N 2255-О в целях дифференциации административных наказаний и правил их применения к различным категориям (видам) юридических лиц допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Установление адресованных являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам особых условий (специальных правил) назначения административных наказаний, предусматривающих замену административного штрафа на предупреждение, не лишено разумного обоснования и непосредственно само по себе, то есть как рассчитанное на применение к указанным лицам, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя.
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении главного врача БУЗ ВО "Поворинская РБ" Овсянниковой С.В. положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда приведенные требования не учел.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным. Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании главного врача БУЗ ВО "Поворинская РБ" Овсянниковой С.В. виновной в совершении административного правонарушения с назначением ей административного наказания и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, не истек, поэтому постановление судьи Поворинского районного суда Воронежской области от 6 мая 2020 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Поворинского районного суда Воронежской области.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Воронежской области Буслаева Г.И. удовлетворить.
Постановление судьи Поворинского районного суда Воронежской области от 6 мая 2020 года, вынесенное в отношении главного врача бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Поворинская районная больница" Овсянниковой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Поворинский районный суд Воронежской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.