Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Домаревой Е.П., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Строительная Компания", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 24 декабря 2019 года, решение судьи Починковского районного суда Нижегородской области от 6 марта 2020 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 20 мая 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Строительная Компания" (далее также - ООО "НСК", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 24 декабря 2019 года 52 N П-04-450/19, оставленным без изменения решением судьи Починковского районного суда Нижегородской области от 6 марта 2020 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 20 мая 2020 года, ООО "НСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Домарева Е.П. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из материалов дела, с 30 октября 2013 года ООО "Нижегородская строительная компания" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 53 938 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: "адрес".
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 11 марта 2019 года N 253-ООД должностным лицом отдела государственного земельного надзора названного Управления в отношении ООО "НСК" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства.
По результатам проведенной проверки 3 июня 2019 года составлен акт, согласно которому обществом в нарушение статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, в результате чего земельный участок на площади 53 938 кв.м. зарос сорными растениями (осот, пырей, мятлик луговой, лебеда, одуванчик) и деревьями (береза, сосна) высотой до 1, 5 метра.
Согласно заключению эксперта в месте прохода газопровода выявлено ухудшение качественного состояния почвенного покрова, выражающиеся в снижении органического вещества в плодородном слое почвы. Уменьшение содержания органического вещества свидетельствует об изменениях свойств плодородного слоя почвы в результате антропогенного воздействия на почвенный покров и отражает снижение плодородия земель. В результате нарушения земель при прокладке газопровода произошло изменение качества почв, которое выражается в уменьшении содержания органического вещества, отражающее деградацию земель сельскохозяйственного назначения.
Признаков ведения сельскохозяйственного производства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (механическая обработка почвы, сенокошение, выпас скота, посевы (посадка) сельскохозяйственных культур) не установлено.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "НСК" постановлением должностного лица административного органа от 24 декабря 2019 года к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.
Факт совершения ООО "НСК" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 3 июня 2019 года, фототаблицами, протоколом взятия проб и образцов от 6 мая 2019 года N 253/1; протоколами испытаний от 15 мая 2019 года N 6415 и N 6416; заключением эксперта от 29 мая 2019 года N 13 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "НСК" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы из представленных ООО "НСК" документов следует, что иному юридическому лицу по договору аренды передавался не весь земельный участок, а его часть площадью 10 953 кв.м. В силу подп.1, 2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "НСК" обязано проводить мероприятия по улучшению земель и охране почв. При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции правильно пришли к выводу о наличии в деянии ООО "НСК" состава административного правонарушения, предусмотренного названной нормой.
Вопреки доводам жалобы фототаблицы соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и являются допустимыми доказательствами по делу. Содержащиеся в них данные, с учетом имеющихся в деле доказательств, позволяют установить время и место выявленного должностным лицом нарушения.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела достаточно доказательств, позволявших рассмотреть его по существу и принять законное решение. В данном случае имеющиеся в деле доказательства позволяют сделать вывод о виновности общества в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ООО "НСК" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "НСК" с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 24 декабря 2019 года, решение судьи Починковского районного суда Нижегородской области от 6 марта 2020 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 20 мая 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Строительная Компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Домаревой Е.П, действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Строительная Компания", - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.