Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прохорова А.Ю. на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 3 сентября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 9 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Прохорова А.Ю. к Территориальной избирательной комиссии Лысковского муниципального округа Нижегородской области об отмене регистрации кандидата в депутаты представительного органа вновь образованного муниципального образования Лысковский муниципальный округ Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Иванкова А.А..
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, указавшей, что решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
Прохоров А.Ю. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил отменить регистрацию кандидата в депутаты вновь образованного муниципального образования Лысковский муниципальный округ Нижегородской области по одномандатному избирательному округу N 12 Иванкова А.А. В обоснование административного иска указал, что в нарушение пункта "з" части 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при подаче документов в Территориальную избирательную комиссию Лысковского муниципального округа Нижегородской области Иванков А.А. не в полном объеме указал сведения об имевшейся у него судимости.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 3 сентября 2020 года, оставленным без изменения Нижегородским областным судом от 9 сентября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 9 октября 2020 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2020 года, Прохоров А.Ю. просил отменить решение и апелляционное определение, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права. Указал, что регистрация кандидата в депутаты Иванкова А.А. должна быть отменена, так как Иванков А.А, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 декабря 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не представил в Территориальную избирательную комиссию Лысковского муниципального округа Нижегородской области полные сведения о своей судимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
На основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы
Положениями Федерального закона N 67-ФЗ предусматривается возможность отмены как решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, так и непосредственно отмену регистрации как кандидата, так и списка кандидатов (пункты 6 и 7, 8 статьи 76 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы статьей 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
В пункте 6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 указанного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 данного Федерального закона.
Понятие сведений о судимости определено пунктом 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, а именно это сведения о когда-либо имевшихся судимостях [кандидата] с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Территориальной избирательной комиссией Лысковского муниципального округа Нижегородской области от 6 июля 2020 года N, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов с N 1 по N 21 возложены на Территориальную избирательную комиссию Лысковского муниципального округа Нижегородской области (далее - ТИК Лысковского муниципального округа).
Постановлением ТИК Лысковского муниципального округа от 24 июля 2020 года N 361 Прохоров А.Ю, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа вновь образованного муниципального образования Лысковский муниципальный округ Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12.
Кандидатом Иванковым А.А. представлены в ТИК документы для регистрации, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа вновь образованного муниципального образования Лысковский муниципальный округ Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12. В связи с чем, 28 июля 2020 года указанной избирательной комиссией проведена проверка представленных кандидатом документов, в том числе указанного заявления.
Постановлением ТИК Лысковского муниципального округа от 28 июля 2020 года N 390 Иванков А.А, выдвинутый местным политическим советом местного отделения партии " "данные изъяты"" Лысковского района, зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа вновь образованного муниципального образования Лысковский муниципальный округ Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12.
Из представленного Иванковым А.А. заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты усматривается, что в нем содержится графа - сведения о судимости кандидата в случае, если у кандидата имелась или имеется судимость, а если судимость снята или погашена, сведения о дате снятия или погашения судимости. Иванковым А.А. указаны сведения о вынесении в отношении него обвинительных приговоров от 16 декабря 1997 года и от 28 июня 2001 года, о том, что данные судимости погашены 16 декабря 1999 года и 14 сентября 2003 года, соответственно.
Данные сведения согласуются с полученными сведениями ТИК Лысковского муниципального округа из справки Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области от 7 августа 2020 года N 45/784.
Из текста указанного заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, представленного Иванковым А.А. в ТИК Лысковского муниципального округа, следует, что им при заполнении указанного заявления сделана ссылка на соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым он привлекался к уголовной ответственности, как при указании первой судимости, так и при указании второй, нормы соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации приведены, что не лишает избирателей при голосовании в полной мере дать оценку личности кандидата на выборную должность.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отверг довод административного истца и его представителя о недостоверности представленных кандидатом в депутаты Иванковым А.А. сведений как необоснованные.
Вместе с тем, Иванковым А.А. при заполнении заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа вновь образованного муниципального образования Лысковский муниципальный округ Нижегородской области квалификация соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации указана частично.
При этом, суды верно указали, что с учетом общих сведений о вынесении в отношении кандидата обвинительных приговоров с указанием дат их вынесения, имевших место судимостях и датах их погашения, наличие ошибки, допущенной при заполнении заявления, связанной, в том числе, с отсутствием у Иванкова А.А. юридического образования, избирательные права граждан не нарушаются и позволяют в полной мере оценить сведения о кандидате, в том числе сведения о наличии у него погашенных судимостей.
При указанных обстоятельствах, учитывая обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
По своей сути, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 3 сентября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прохорова А.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.