Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мамедова Э.А. на решение Серпуховского городского суда Московской области от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Московской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 11 по Московской области) к Мамедову Э.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 11 по Московской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Мамедова Э.А. задолженность за 2017 год по уплате: транспортного налога в размере 172 671 рубля 84 копеек, пени - 3000 рублей 69 копеек, налога на имущество физических лиц в сумме 71 123 рублей, пени - 1 048 рублей 02 копеек, земельного налога в размере 30 178 рублей, пени - 441 рубля 11 копеек, а всего 278 462 рублей 66 копеек.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Мамедов Э.А. в 2017 году являлся собственником транспортных средств и недвижимого имущества, расположенного в городе "адрес", а соответственно налогоплательщиком. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику, однако обязанность по своевременной уплате налогов Мамедов Э.А. не исполнил, в связи с чем ему направлено требование об уплате недоимки, начислены пени. Требование об уплате задолженности по налогам и пени административным ответчиком также не исполнено.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 13 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 июля 2020 года, с Мамедова Э.А. за 2017 год взыскана задолженность по уплате: транспортного налога в размере 172 671 рубля 84 копеек, пени по транспортному налогу в размере 3000 рублей 69 копеек, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 71 123 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1048 рублей 02 копеек, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 28 849 рублей, пени по земельному налогу в размере 421 рубля 68 копеек, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1329 рублей, пени за несвоевременную уплату данного земельного налога в размере 19 рублей 43 копеек, а всего 278 462 рубля 66 копеек, а также государственная пошлина в сумме 5984 рубля 63 копейки.
В кассационной жалобе, поданной 5 октября 2020 года почтой через Серпуховский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2020 года, Мамедов Э.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что налоговое уведомление и требование не получал, а следовательно, налоговым органом не соблюдена процедура принудительного взыскания налогов. Полагает, что административным истцом пропущен срок исковой давности не только в мировой суд, но и в районный суд. Автомобиль N, числящийся за Мамедовым Э.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уничтожен пожаром, предмет налогообложения отсутствует, в связи с чем оснований для начисления налога на указанный автомобиль не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что в 2017 году на Мамедова Э.А. зарегистрировано недвижимое имущество, расположенное в "адрес":
-квартира с кадастровым номером N ("адрес");
-иные строения, помещения и сооружения с кадастровыми номерами N и земельный участок с кадастровым номером N ("адрес");
-иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N ("адрес");
- иные строения, помещения и сооружения с кадастровыми номерами N ("адрес");
-квартира с кадастровым номером N ("адрес");
- жилой дом с кадастровым номером N земельные участки с кадастровыми номерами N ("адрес");
-иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N ("адрес", 1); земельный участок с кадастровым номером N ("адрес");
- земельный участок с кадастровым номером N ("адрес");
- земельный участок с кадастровым номером N ("адрес"), а также транспортные средства:
- N, государственный регистрационный знак N
N, государственный регистрационный знак N;
- N), государственный регистрационный знак N;
- N), регистрационный номер N;
- N), государственный регистрационный знак N;
- N), государственный регистрационный знак N;
N, государственный регистрационный знак N;
- N), государственный регистрационный знак N;
- N), государственный регистрационный знак N;
- N (марка отсутствует), государственный регистрационный знак N;
N (марка отсутствует), государственный регистрационный знак N;
- N автомобиль грузовой (марка отсутствует), государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N;
- N - автобус, государственный регистрационный знак N;
- N (марка отсутствует), государственный регистрационный знак N
N автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N;
- N, государственный регистрационный знак N.
В адрес Мамедова Э.А. налоговым органом направлено налоговое уведомление от 30 сентября 2018 года N со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года, транспортного налога за 2017 год с учетом перерасчета в размере 253 792 рублей, земельного налога в размере 30 178 рублей, налога на имущество физических лиц, в том числе по перерасчету за 2016 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 71 700 рублей.
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором N с сайта Почта России, заказное письмо вручено адресату 18 октября 2018 года.
В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный срок налогов, в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации 26 февраля 2019 года заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N) по адресу: "адрес" направлено требование об уплате налогов, пени от ДД.ММ.ГГГГ N, которое по сведениям ФГУП "Почта России" вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
Требование налогового органа административным ответчиком также исполнено не было.
9 июля 2019 года Межрайонная ИФНС России N 11 по Московской области обратилась к мировому судье с административным заявлением, в котором просила взыскать с Мамедова Э.А. недоимку по налогам.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей "данные изъяты" выдан судебный приказ N, который по заявлению Мамедова Э.А. определением мирового судьи "данные изъяты", исполняющего обязанности "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным истцом правомерно исчислены налоги и пени, оснований сомневаться в представленном расчете взыскиваемых сумм, не имеется. Порядок и процедура направления уведомления об уплате налогов и соответствующих требований налоговым органом соблюдены, расчет налога соответствуют закону, задолженность по налогам не погашена. Срок обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).
На основании части 2 статьи 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 года N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (в редакции, действующей с 1 января 2015 года) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок, установленный пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении заявленных требований. В силу прямого указания закона плательщиками земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц являются лица, на которых в органах, осуществляющих государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество и транспортных средств, зарегистрированы данные объекты налогообложения.
Довод кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, является необоснованным. По настоящему делу налоговым органом сроки на обращение к мировому судье за вынесением судебного приказа, а после его отмены - в районный суд, соблюдены.
Довод кассационной жалобы о том, что не имелось оснований для начисления транспортного налога на автомобиль N, регистрационный государственный номер N, подлежит отклонению.
Транспортное средство N регистрационный государственный номер N, было зарегистрировано на имя Мамедова Э.А. в органах ГИБДД до ДД.ММ.ГГГГ. Мамедов Э.А. обязательства по снятию уничтоженного автомобиля с регистрационного учета не выполнил, в связи с чем налоговым органом правомерно начислен налог за 2017 года на указанную автомашину до момента снятия ее с учета.
Пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Наличие справки об уничтожении автомобиля в результате пожара, не влечет изменение налоговых правоотношений, если только законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов. Если собственник транспортного средства не предпринял мер к снятию автомобиля с регистрационного учета, основания для освобождения его от уплаты транспортного налога и перерасчета такого налога отсутствовали.
Иные доводы кассационной жалобе сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, несогласию с выводами судов, изложенными в оспариваемых судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, их выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мамедова Э.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.