Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савченко О.А. на решение Фокинского районного суда города Брянска от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Брянского областного суда от 2 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Савченко О.А. к начальнику филиала "Больница" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний" Синих А.В, федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказания по "адрес"", федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказания по "адрес"", Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу представителя УФСИН России по Брянской области Прищепы А.М, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савченко О.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении копии выписки из медицинской карты о состоянии его здоровья, как нарушающий право на предоставление информации о состоянии здоровья; возложить обязанность на начальника филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по "адрес" Синих А.В. предоставить копию выписки из медицинской карты о состоянии здоровья Савченко О.А. за период с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с начальника филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по "адрес" Синих А.В. компенсацию морального вреда.
Административные исковые требования обоснованы тем, что отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по "адрес". В период с 24 мая 2019 года по 6 июня 2019 года административный истец проходил обследование в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-32 УФСИН России по "адрес", при выписке из которой обратился с заявлением к начальнику филиала "Больница" о предоставлении копии медицинской выписки по результатам проведенного обследования, однако получил отказ. Указывает, что является инвалидом второй группы, отказ в выдаче копии выписки по результатам обследования нарушает его права как инвалида, препятствует получению информации о состоянии здоровья.
Решением Фокинского районного суда города Брянска от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 2 июля 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 октября 2020 года через Фокинский районный суд города Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 ноября 2020 года, Савченко О.А. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Полагает, что оспариваемые акты нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Указывает, что суд первой инстанции неправомерно перешел из гражданского судопроизводства в административное, а апелляционная инстанция ввел в заблуждение о порядке и сроке обжалования судебного акта в кассационную инстанцию.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.
Судами установлено и следует из материалов дела, что осужденный Савченко О.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по "адрес".
В период с 24 мая 2019 года по 6 июня 2019 года административный истец находился на обследовании в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России по "адрес".
5 июня 2019 года Савченко О.А. обратился с письменным заявлением на имя начальника филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России по "адрес" о предоставлении ему копии медицинской выписки о состоянии здоровья за период нахождения на обследовании.
19 июня 2019 года начальником филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России по "адрес" Синих А.В. Савченко О.А. отказано в предоставлении запрашиваемых медицинских документов.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отказ на обращение Савченко О.А. о выдаче ему копии выписки медицинской карты дан уполномоченным должностным лицом, в пределах полномочий, в установленный срок, с учетом ограничений прав и свобод граждан при исполнении уголовного наказания, в связи с чем права административного истца не нарушены. Требования в части компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению так как нарушений нематериальных благ, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку при рассмотрении настоящего административного дела судами не учтено следующее.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ведение медицинской документации в установленном порядке, обеспечение учета и хранения медицинской документации является обязанностью медицинской организации.
В силу части 1 статьи 22 названного Федеральным законом каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (части 4 и 5 статьи 22).
Статьей 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в пункте 13 статьи 16 которых предусмотрено медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых, а в пункте 130 приложения к ним право подозреваемого или обвиняемого либо его защитника на получение копии заключения медицинского освидетельствования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Минюста России от 18 декабря 2017 года N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, который не регламентирует вопросы ознакомления осужденного к лишению свободы лица с медицинской картой.
Согласно пункту 18 Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, осужденным запрещалось иметь при себе любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).
Вместе с тем, безусловный запрет предоставления осужденному вообще любых копий медицинских документов о состоянии его здоровья отсутствует. Положения статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" распространяются и на отношения, связанные с оказанием медицинской помощи осужденным, поскольку утвержденный приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, не предусматривает иные правила предоставления информации осужденному о состоянии его здоровья.
Указанные обстоятельства судами учтены не были.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 2020 года N 80 пункт 18 приложения N 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 изложен в новой редакции "осужденным запрещается иметь при себе любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности)".
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами установлены не все имеющие значение для административного дела обстоятельства, в связи с чем доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, обжалуемые судебные акты приняты с нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таком положении решение Фокинского районного суда города Брянска от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 2 июля 2020 года нельзя признать законными, в связи с чем данные судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления указанных в настоящем кассационном определении обстоятельств. При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фокинского районного суда города Брянска от 28 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Брянского областного суда от 2 июля 2020 года отменить, кассационную жалобу Савченко О.А. удовлетворить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Фокинский районный суд города Брянска в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.