Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев гражданское дело N 2-62/2020 по иску Модоловой Н.Ю. к Управлению здравоохранения Липецкой области, ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2", Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Модоловой Н.Ю.
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, выслушав объяснения истца Модоловой Н.Ю, её представителя адвоката Стариковой А.В. (по ордеру), поддержавших доводы кассационной жалобы, установила:
Модоловой Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области, ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2", Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом Копаксон-40, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 г, в удовлетворении исковых требований Модоловой Н.Ю. отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Модолова Н.Ю. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении её исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Модолова Н.Ю. является инвалидом "данные изъяты" группы. В сентябре 2017 года ей установлен диагноз " "данные изъяты"". С данным диагнозом Модолова Н.Ю. наблюдается в кабинете "данные изъяты" ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница". С 12 февраля 2018 г. Модолова Н.Ю. внесена в Федеральный регистр лиц, "данные изъяты".
9 февраля 2018 г. врачом-неврологом ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2" Модоловой Н.Ю. выписан рецепт на приобретение за счет собственных средств пациента лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты".
28 апреля 2018 г. врачом-неврологом этого же медицинского учреждения сделано назначение лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" и выдан рецепт на его бесплатное приобретение. Однако на основании данного рецепта Модолова Н.Ю. указанным препаратом обеспечена не была. В дальнейшем лечащим врачом ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2" и в ходе консультаций в ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница" Модоловой Н.Ю. также назначался лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты", выдавались рецепты на его приобретение пациентом за счет собственных средств.
При этом также установлено, что с 2018 года в Липецкую область поставляется лекарственный препарат "данные изъяты", закупка лекарственного препарата "данные изъяты" для подкожного введения не производится, поскольку объявленный Министерством здравоохранения Российской Федерации 20 февраля 2018 г. электронный аукцион на его закупку отменен 7 марта 2018 г. в целях обеспечения соответствия государственной закупки Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решением врачебной комиссии по обеспечению лекарственными средствами на льготной основе ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2" от 16 июля 2019 г. установлено, что обеспечение Модоловой Н.Ю. препаратом "данные изъяты" с применением 3 раза в неделю в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем рекомендовано лечение лекарственным средством "данные изъяты" ежедневно (препарат имеется в наличии) или обратиться повторно в кабинет лечения рассеянного склероза для подбора адекватного лечения.
В период с 9 февраля 2018 г. по 8 ноября 2019 г. приобретение лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" осуществлялось Модоловой Н.Ю. за счет собственных средств.
Разрешая спор и отказывая Модоловой Н.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции, сославшись на положения пункта 21 части 2 статьи 14, пункта 2 части 1, части 2 статьи 15, частей 7 и 8 статьи 44, части 2 статьи 70, части 9 статьи 83, части 4 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункты 3, 5-8, 10 Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г..N 871, Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г..N 1416, Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г..N 1086, Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г..N 1175н, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, исходили из того, что на момент назначения Модоловой Н.Ю. лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл и выдачи ей соответствующего рецепта в Липецкую область данный препарат не поставлялся, а поставлялся лекарственный
препарат с действующим веществом "данные изъяты" ацетат для подкожного введения в дозировке 20 мг/мл, Модоловой Н.Ю. предлагалось получить для лечения лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты" ацетат в дозировке 20 мг/мл, однако от его получения она отказалась. При этом суды пришли к выводу о том, что необеспечение истца лекарственным препаратом с действующим веществом "данные изъяты" ацетат для подкожного введения в дозировке 40 мг/мл не привело к нарушению прав и законных интересов Модоловой Н.Ю, поскольку в материалы дела не представлено достоверных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение того, что данное лекарственное средство именно в заявленной истцом дозировке является для нее жизненно необходимым.
Поскольку при разрешении спора не установлено, что Модоловой Н.Ю. принимала какие-либо иные препараты, которые назначались для лечения заболевания рассеянный склероз, кроме лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" ацетат в дозировке 20 мг/мл, не была зафиксирована какая-либо негативная реакция, индивидуальная непереносимость или документально зафиксирована неэффективность применения этого препарата, данных, свидетельствующих о назначении истцу лекарственного препарата с торговым наименованием Копаксон-40, не имеется, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным бездействия Управления здравоохранения "адрес", выразившегося в непринятии мер по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом Копаксон-40 и возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений её прав.
Учитывая, что в настоящее время врачебной комиссией принято решение о назначении Модоловой Н.Ю. для лечения лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" ацетат в дозировке 20 мг/мл для подкожных инъекций ежедневно, а также тот факт, что Модоловой Н.Ю. по своей инициативе понесены затраты на приобретение лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" ацетат в дозировке 40 мг/мл с торговым наименованием Копаксон-40 за период с февраля 2018 года на сумму 536452, 90 руб. при наличии возможность получать бесплатно лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты" ацетат в дозировке 20 мг/мл, суды признали необоснованными требования истца о взыскании понесенных затрат на приобретение лекарственного препарата в указанном размере.
Судебная коллегия считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Государства - участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г, вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что женщины-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, согласились о том, что они принимают меры для обеспечения полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных свобод, для обеспечения всестороннего развития, улучшения положения и расширения прав и возможностей женщин, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в данной Конвенции(пункты 1, 2 статьи 7 Конвенции).
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения (статья 24 указанной Конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 2323-р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год и Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в число которых включен препарат "данные изъяты" ацетат.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно имеют больные, страдающие рассеянным склерозом.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность до 14 января 2019 г. были урегулированы Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1175н
В силу положений пунктов 2, 3 и 5 данного Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача. Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Сведения о назначенном, и выписанном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, разовая доза, способ и кратность приема или введения, длительность курса, обоснование назначения лекарственного препарата) указываются в медицинской карте пациента. Рецепт на лекарственный препарат выписывается на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 3, 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н, действующего в настоящее время.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) лиц, страдающих рассеянным склерозом, лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования Модоловой Н.Ю, изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи не применил, не учел, что Модолова Н.Ю. как лицо, страдающее заболеванием рассеянный склероз, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно.
Суд первой инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что лекарственный препарат "данные изъяты" ацетат, включенный в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, 28 апреля 2018 г. был назначен Модоловой Н.Ю. на основании решения врачебной комиссии ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2" в дозировке 40 мг/мл, в последующем назначался Модоловой Н.Ю. лечащим врачом, а также был рекомендован врачом-неврологом ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница" в этой же дозировке, с указанием в соответствующих выписках на то, что на пациентку заказан именно этот препарат, то есть в данном случае имеются медицинские документы, содержащие назначение лекарственного препарата, выданные медицинскими работниками и являющиеся основанием для приобретения этого препарата за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области. Судом также не дана оценка тому обстоятельству, что 28 апреля 2018 г. Модоловой Н.Ю. выписан рецепт на бесплатное получение препарата "данные изъяты" ацетат 40 мг/мл, однако обеспечение истца лекарственным средством на основании данного рецепта произведено не было, в дальнейшем ей выдавались рецепты на приобретение препарата в дозировке 40 мг/мл за счет собственных средств, в связи с чем Модолова Н.Ю. была вынуждена самостоятельно приобретать данный лекарственный препарат. Вместе с тем отсутствие льготного рецепта не может умалять право инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.
Ссылка суда в обоснование отказа в удовлетворении требований истца о взыскании понесенных затрат на приобретение лекарственного препарата "данные изъяты" ацетат 40 мг/мл - Копаксон 40 на решение врачебной комиссии по обеспечению лекарственными средствами на льготной основе ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N 2" от 16 июля 2019 г, в соответствии с которым обеспечение Модоловой Н.Ю. препаратом "данные изъяты" ацетат 40 мг/мл с применением 3 раза в неделю в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем рекомендовано лечение лекарственным средством "данные изъяты" ацетат 20 мг/мл ежедневно (препарат имеется в наличии) или обратиться повторно в кабинет лечения рассеянного склероза для подбора адекватного лечения, приведена без учета того, что часть денежных средств, о взыскании которых просит истец Модолова Н.Ю, были затрачены ею на приобретение лекарственного препарата "данные изъяты" ацетат 40 мг/мл, назначенного ей ранее даты заседания данной врачебной комиссии. Кроме того, судом не установлены основания указания в рецептах, выданных Модоловой Н.Ю. после 16 июля 2019 г. на самостоятельное приобретения лекарственного препарата, дозировки 40 мг/мл.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке приведенным выше обстоятельствам также оценка дана не была.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что приведенные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела выполнены не были, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.