Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Ефимовой Д.А. и Павловой Е.А, с участием прокурора Воеводина А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области к Саакянц Т.Т, Саакянц Ю.Р. о расторжении договора найма жилого помещения, выселении из специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Саакянц Т.Т, Саакянц Ю.Р, Саакянц Э.Ю. на решение Россошанского районного суда Воронежской области от 21 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, заключение прокурора Воеводина А.В, полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области обратилось в суд с иском к ответчикам Саакянц Т.Т, Саакянцу Ю.Р. о расторжении договора найма жилого помещения, выселении из специализированного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 21 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 июня 2020г, исковые требования ГУ МВД России по Воронежской области удовлетворены.
В кассационной жалобе заявители просят отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные, и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (пункт 2), который в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Согласно ст. 97 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.
Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, как указано в Законе РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1, предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (п. 1 ст. 11); вынужденный переселенец утрачивает право на проживание при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца (п. 3 ст. 6); в случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (п. 6 ст. 9).
На основании ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено, "адрес" в "адрес" находится в оперативном управлении ГУ МВД России по Воронежской области.
Саакянц Т.И. с 2003 года совместно с членами семьи (муж Саакянц Ю.Р, сын Саакянц Э.Ю.) вследствие вынужденного переезда из Чеченской Республики проживает по указанному адресу. 15 января 2003г. между Управлением по делам миграции ГУВД Воронежской области и Саакянц Т.Т. заключен договор найма жилого помещения для временного поселения вынужденных переселенцев.
20 февраля 2006 г. между Управлением федеральной миграционной службы России по Воронежской области и Саакянц Т.Т. заключен договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, согласно которому Саакянц Т.Т. на семью из двух человек (Саакянц Ю.Р. - муж), предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес". Саакянц Т.Т. и Саакянц Ю.Р. зарегистрированы в указанном жилом помещении.
С 26 мая 2004г. Саакянц Т.Т. составом два человека (она, муж), проживающая во временном жилищном фонде, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
18 декабря 2018г. Департаментом строительной политики Воронежской области семье Саакянц Т.Т. в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N1050, выдан государственный жилищный сертификат для приобретения жилья для постоянного проживания.
06 декабря 2018 г. Саакянц Т.Т. подписано обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения со всеми членами семьи в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.
Саакянц Т.Т. и Саакянц Ю.Р. приобрели в общую долевую собственность жилое помещение по адресу: "адрес".
Согласно решению ГУ МВД России по Воронежской области от 23 сентября 2019 г. в отношении семьи Саакянц Т.Т. выполнены государственные обязательства по обустройству вынужденных переселенцев. Срок действия статуса вынужденного переселенца истек 21 сентября 2019г, Саакянц Т.Т. и Саакянца Ю.Р. утрачен статус вынужденного переселенца.
В адрес Саакянц Т.Т. и Саакянца Ю.Р. направлено уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца, признании недействительными удостоверений вынужденного переселенца.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции исходили, что спорное жилое помещение относится к фонду для временного поселения вынужденных переселенцев, и в настоящее время ответчики утратили статус вынужденного переселенца, основания для занятия спорного жилого помещения отсутствуют. Реализация права гражданина на получение государственного жилищного сертификата связана с выдачей обязательства об освобождении им и членами его семьи занимаемого ими жилого помещения. Спорное жилое помещение семьей Саакянц не освобождено.
Изложенное обусловило выводы судов об удовлетворении заявленных исковых требований.
Оспаривая законность судебных актов, заявители в кассационной жалобе вновь настаивают на том, что выселение из спорного жилого помещения Саакянц Т.Т. как 2-й группы без предоставления жилого помещения, является нарушением её жилищных прав.
Данный довод нельзя признать состоятельным. Согласно п.16(3) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"N153 от 21 марта 2006 года, условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпунктах "б", "з", "и" или "л" пункта 5 настоящих Правил, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное ими и подписанное всеми совершеннолетними членами их семей обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Согласно действующему законодательству социализированный жилой фонд для временного поселения вынужденных переселенцев носит строго целевое назначение и предназначен для обеспечения жилищем лиц, признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, и членов их семей, а утрата или лишение гражданином статуса вынужденного переселенца, влечет утрату им права на проживание, расторжение договора найма жилого помещения и обязанность освободить занимаемое помещение.
Доводы заявителей о том, что ГУ МВД РФ по Воронежской области не является надлежащим истцом, поскольку с указанным юридическим лицом какие-либо договоры не заключались, спорное жилое помещение им не предоставлялось, несостоятельны к отмене судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" функции и полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы Российской Федерации переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном исключении из числа нанимателей сына Саакянц Э.Ю, не предоставлении на него при выдаче государственного сертификата доплаты, не свидетельствуют о неправильности выводов суда об удовлетворении исковых требований, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения спора.
Не может повлечь отмену судебных постановлений и довод кассационной жалобы о необоснованном отказе в принятии встречного искового заявления, поскольку отказ в принятии встречного иска не препятствует реализации права ответчиков на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки не имеется.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Россошанского районного суда Воронежской области от 21 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 18 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Саакянц Т.Т, Саакянц Ю.Р, Саакянц Э.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.