Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Ситникова В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дронов М.П. к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействий незаконными и возложении обязанности восстановления нарушенного права, по кассационной жалобе Дронов М.П.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Дронов М.П. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействий незаконными и возложении обязанности по восстановлению нарушенного права.
В обоснование требований указано, что истец является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Указанный многоквартирный дом находится на территории обособленного военного городка N. На протяжении длительного времени в данном жилом доме, Министерством обороны РФ, т.е. собственником имущества не осуществляется обеспечение коммунальными услугами, а именно в доме отсутствует горячее и холодное водоснабжение, нет электричества, отопления и водоотведения. Данное обстоятельство привело к критическому состоянию кровли и сплошным протечкам природных осадков, образовалась плесень и грибок в жилом помещении истца. В связи, с чем в виду отсутствия ненадлежащего со стороны ответчика содержания общего имущества, квартира истца на основании заключения межведомственной комиссии от 13 августа 2018 г. была признана непригодной для проживания. При этом вышеуказанная квартира является для истца единственным жильем и бездействие ответчика привели к нарушению законных прав и интересов Дронова М.П.
В связи с этим истец просил суд признать действия Министерства обороны Российской Федерации по прекращению обеспечения коммунальными услугами (отоплению, водоснабжению, водоотведению, электроэнергии) жилого дома по адресу: "адрес" незаконными; признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации по организации содержания объектов обеспечения коммунальными услугами (котельной, насосной подстанции, электроподстанции, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения) данного жилого дома незаконным; обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить в полном объеме предоставление коммунальными услугами жилого дома по данному адресу.
Решением Шаховского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации по прекращению обеспечения коммунальными услугами (отопления, водоснабжения, водоотведения, электроэнергией) жилого дома по адресу: "адрес"
Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по организации содержания объектов обеспечения коммунальными услугами (котельной, насосной подстанции, электроподстанции, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водотведения) жилого дома по адресу: "адрес".
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в полном объеме предоставление коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, водоотведения, электроэнергия) жилого дома по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г. указанное решение суда первой инстанции отменено и принято новое, которым в удовлетворении иска Дронова М.П. отказано.
В кассационной жалобе Дронов М.П. ставит вопрос об отмене обжалуемого апелляционного определения.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемый акт подлежит проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дронов М.П. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес".
Сособственником вышеуказанного многоквартирного дома, является Министерство обороны Российской Федерации.
На основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении N6 от 13.08.2018 года, а также постановления администрации городского округа Шаховская N 2657 от 15.08.2018 года указанное жилое помещение, признано непригодным для проживания, поскольку в помещении отсутствует подача холодного и горячего водоснабжения, электроснабжение, отопление и водоотведение, дом не газифицирован. При этом в квартире имеются сети инженерно-технического обеспечения. Канализационные сети существуют, находятся в исправном состоянии, необходимо проведение работ по восстановлению насосной станции.
Согласно акту обследования помещения от 14 июня 2019 года N10 и заключению межведомственной комиссии от 4 июня 2019 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссией проведено обследование данного многоквартирного дома, в результате осмотра выявлено, что капитальный ремонт многоквартирного дома не проводился, с 2009 года дом не обслуживается управляющей организацией, в доме отсутствует подача холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, отопления и водоотведения. Для создания нормальных условий для проживания граждан в многоквартирном доме необходимо проведение косметического текущего ремонта, ремонта электропроводки, а также проведение работ по восстановлению котельной, подключению к инженерным сетям и проведение работ по восстановлению насосной станции.
Из материалов дела следует, что сособственники спорного дома не определяли способ управления общим имуществом.
Как следует из материалов дела, на основании ч.4 ст.161 ЖК РФ Администрация городского округа Шаховская, начиная с 2016 года, периодически в установленные законами сроки объявляет конкурсы по выбору управляющей организации данным многоквартирным домом; на момент разрешения спора управляющая компания не выбрана.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 210, 296 ГК РФ, пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества и отсутствие обеспечения коммунальными услугами спорного многоквартирного дома приводит к нарушению прав истца. При этом суд исходил из того, что Министерство обороны РФ является собственником спорного имущества, действия по обеспечению коммунальными услугами и содержанию коммунальных объектов (насосной, котельной станций, электроподстанции, инженерных сетей) являющихся необходимыми условиями для проживания в многоквартирном доме, не производит. ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем Министерство обороны РФ, как собственник, не лишен возможности определить исполнителя по организации выполнения работ по обеспечению коммунальными услугами многоквартирного дома расположенного по адресу: "адрес".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в иске, руководствуясь ст. ст.210 ГК РФ, 39 ЖК РФ, исходил из того, что указанное жилое помещение, признано непригодным для проживания, Дронов М.П. является не только потребителем коммунальных услуг, но собственником квартиры N в спорном доме и соответственно также несет обязанности по содержанию и сохранению общего имущества, а также его использованию.
Изучив изложенные в жалобе доводы и обжалуемый судебный акт, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, для отмены принятого по настоящему делу судебного постановления.
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 30 ЖК РФ возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования вправе общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией.
Иной способ управления для таких домов нормами жилищного законодательства не предусмотрен.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю коммунальных услуг.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающей организацией (пункт 4.4 статьи 44 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии такого решения коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из приведенных норм, а также положений пунктов 6, 7 статьи 157.2 ЖК РФ следует, что договор может быть заключен между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией.
Однако собственники указанного жилого дома, в том числе истец, мер по заключению отдельных договоров с ресурсоснабжающими организациями не приняли.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств настоящего дела, а потому не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дронов М.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.