Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целях А.А. и Целых А.А, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, публично-правовому образованию Бобровский муниципальный район Воронежской области в лице финансового отдела администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области. Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в предоставлении социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", возложении обязанности по выдаче именного документа - свидетельства о праве на получение социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", по кассационной жалобе Департамента строительной политики Воронежской области
на решение Бобровского районного суда Воронежской области от 17 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 июля 2020 г, Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Целых Ал.А, Целых Ан.А, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Целых А.Ал, Целых Д.А, первоначально обратились в суд с административным иском к администрации Бобровского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты
Определением от 2 декабря 2019 г. Бобровский районный суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
С учетом уточнения исковых требований Целых Ал.А, Целых Ан.А, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1Ал, ФИО4, заявив требования к администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, публично-правовому образованию Бобровский муниципальный район Воронежской области в лице финансового отдела администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, Департаменту финансов Воронежской области, Департаменту строительной политики Воронежской области, просили: признать незаконным отказ администрации Бобровского муниципального района Воронежской области от 4 сентября 2019 г. N 3163 в предоставлении истцам социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище"; возложить на администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области и Департамент строительной политики Воронежской области обязанность внести изменения в список семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2020 г, включив семью Целых в составе 4-х человек в указанный список; обязать администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области и Департамент строительной политики Воронежской области выдать именной документ - свидетельство о праве на получение социальной выплаты предусмотренной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на имя истцов в 2020 г.
Решением Бобровского районного суда Воронежской области от 17 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 июля 2020 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент строительной политики Воронежской области ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", приложением к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила от 17 декабря 2010 г. N 1050).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889 в программу внесены изменения, которыми установлен период ее реализации 2015 - 2020 годы.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил от 17 декабря 2010 г. N 1050 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 575, социальная выплата на приобретение (строительство) жилья молодым семьям может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 г, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В ранее действовавшей редакции данных Правил возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.
Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 г. N 466 в подпункте "е" пункта 2 Правил от 17 декабря 2010 г. N 1050 слова ", полученным до 1 января 2011 г." исключены.
С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Целых Ал.А. и Соломатина (в настоящее время - Целых) Ан.А. вступили в брак 21 апреля 2012 г, от брака имеют детей: дочь ФИО1Ал, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области от 5 декабря 2013 г. N 458 "О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях", семья Целых Ал.А. и Целых Ан.А. в составе из четырех человек признана нуждающейся в жилых помещениях.
На основании постановления администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области от 27 августа 2013 г. N 657, Целых Ал.А. и Целых Ан.А. признаны участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в составе семьи из четырех человек.
По кредитному договору N 139175 от 4 декабря 2014 г, заключенному между ОАО "Сбербанк России" (кредитор) и Целых Ал.А, Целых Ан.А. (созаемщики), последние получили кредит на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
Постановлением администрации Бобровского муниципального района Воронежской области от 27 марта 2018 г. N 159 "Об исключении из состава участников Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" Целых Ал.А, Целых Ан.А, Целых А.Ал. и Целых Д.А. в связи с приобретением жилья исключены из состава Подпрограммы.
Указанное постановление отменено постановлением администрации Бобровского муниципального района Воронежской области от 9 июля 2018 г. N 422 в целях приведения правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Администрацией Бобровского муниципального района Воронежской области в сообщении от 4 сентября 2019 г. N 3163 семье Целых отказано в предоставлении социальной выплаты со ссылкой на то, что, что на момент заключения кредитного договора действовала подпрограмма обеспечения жильем молодых семей на 2011-2015 год, в соответствии с которой социальная выплата могла быть направлена на погашение основной суммы долга и уплаты процентов только по кредитам, полученным до 1 января 2011 г.
Удовлетворяя исковые требования Целых Ал.А, Целых Ан.А, Целых А.Ал. и Целых Д.А, суды обеих инстанций, проанализировав положения Правил от 17 декабря 2010 г. N 1050 в соответствующих редакциях, исследовав представленные доказательства, исходили из того, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцами до внесения постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 г. N 466 изменений в Подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (в подпункт "е" пункта 2 Правил от 17 декабря 2010 г. N 1050), после внесения которых жилье молодой семьей может приобретаться без ограничения по срокам получения кредитных средств, что с учетом цели федеральной целевой программы "Жилище" не может быть расценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату, которую они не получили только по этому основанию.
При этом суд исходил из того, что семья Целых Ал.А. и Целых Ан.А. на момент признания их семьи в 2013 г. участником Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила. Истцами в администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области были предоставлены все необходимые документы, обстоятельств, которые бы позволяли исключить семью Целых из списков участников целевой программы, не установлено.
Данные выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные в порядке статьи 67 ГПК РФ, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование жалобы, получили соответствующую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций, и правильно не приняты во внимание при разрешении возникшего между сторонами спора. Указанные доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бобровского районного суда Воронежской области от 17 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительной политики Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.