Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С, с участием прокурора Юнусовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу к Зарьянцевой М.А, Зарьянцевой В.К, Зарьянцевой П.К, Зарьянцевой У.К. о выселении из служебного жилого помещения
по кассационной жалобе Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
на решение Заводского районного суда г. Саратова от 5 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения представителя Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Бурдейной В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Зарьянцевой М.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Юнусовой А.И, полагавшей кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - УТ МВД России по ПФО) обратилось в суд с иском к Зарьянцевой М.А, Зарьянцевой В.К, Зарьянцевой П.К, Зарьянцевой У.К, просило выселить ответчиков из квартиры, ррасположенной по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований указало, что 17 июня 2019 г. между УТ МВД России по ПФО и Зарьянцевой М.А. был заключен договор найма указанного служебного жилого помещения; 30 сентября 2019 г. в связи с увольнением Зарьянцевой М.А. со службы в органах внутренних дел жилищно-бытовой комиссией УТ МВД России по ПФО было принято решение о прекращении данного договора найма. В адрес Зарьянцевой М.А. 17 октября 2019 г. направлено уведомление о необходимости освободить служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета по месту жительства (пребывания), однако ответчики отказались освободить спорное жилое помещение.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 5 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2020 г, исковые требования УТ МВД России по ПФО оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе УТ МВД России по ПФО просит об отмене указанных судебных постановлений как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Между тем, по настоящему делу таких оснований для отмены судебных постановлений по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 18 августа 1994 г. Зарьянцева М.А. проходила службу в органах внутренних дел РФ.
28 января 2004 г. на основании протокола N 2 заседания жилищно-бытовой комиссии Саратовского ЛУВД на транспорте сотрудник Зарьянцева М.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По договору найма служебного жилого помещения N 61 от 17 июня 2019 г. Зарьянцевой М.А. и членам ее семьи на период ее службы было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно сведениям ЕГРН право оперативного управления спорным жилым помещением зарегистрировано за УТ МВД России по ПФО.
Распоряжением УТ МВД России по ПФО от 30 декабря 2014 г. N 108-р утвержден протокол заседания жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ПФО от 29 декабря 2014 года N 31, согласно которому принято решение о постановке Зарьянцевой М.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Зарьянцева М.А. состоит в списке нуждающихся в жилых помещениях под N 4.
Приказом Приволжского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 31 июля 2019 г. N 258 л/с Зарьянцева М.А. 30 сентября 2019 г. уволена со службы в органах внутренних дел по основанию, указанному в пункте 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; выслуга лет на дату увольнения составила в календарном исчислении 25 лет 1 месяц 12 дней.
Зарьянцева М.А, Зарьянцева У.К, Зарьянцева П.К, Зарьянцева В.К. в собственности жилых помещений не имеют.
Разрешая исковые требования УТ МВД России по ПФО, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 35, 92, 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", пунктов 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 (далее по тексту - Типовое положение от 17 декабря 2002 г. N 897), исследовав представленные доказательства, исходил из того, что Зарьянцева М.А. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, она сама и члены ее семьи иных помещений, занимаемых по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности, не имеют, ввиду чего ответчики не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. По указанным основаниям суд оставил исковые требования УТ МВД России по ПФО без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился. Дополняя выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска УТ МВД России по ПФО к Зарьянцевым о выселении, судебная коллегия указала на то, что Зарьянцева М.А, признанная нуждающейся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий и имеющая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, до настоящего времени за счет средств федерального бюджета жилым помещением не обеспечена, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не реализовала, с учета нуждающихся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий не снята.
Выводы нижестоящих судов по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92, статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Типовое положение от 17 декабря 2002 г. N 897 устанавливает дополнительные по сравнению с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации социальные гарантии, связанные с реализацией права на жилище сотрудников органов внутренних дел.
Так, согласно пункту 27 Типового положения от 17 декабря 2002 г. N 897сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения от 17 декабря 2002 г. N 897 установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Указанное Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, соответствует Федеральному закону "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Таким образом, из материалов дела усматривается и установлено судом, что Зарьянцева М.А, имеющая выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, обладает статусом нуждающейся в предоставлении жилого помещения, при этом спорное жилое помещение находится в оперативном управлении УТ МВД России по ПФО, в связи с чем по данному спору подлежат применению нормы Типового положения от 17 декабря 2002 г. N 897.
Доводы о регистрации членов семьи Зарьянцевой М.А. по месту жительства в ином жилом помещении, являлись предметом обсуждения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и правомерно были отклонены. Указанные доводы не опровергают выводы судов по существу разрешения спора, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Разрешая спор, суды обеих инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие; нарушений норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Доводы жалобы истца сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от5 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.