Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скирда А.Г. к администрации Раменского городского округа Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" об установлении факта нарушения действующего законодательства РФ, признании невозможным взимания платы, отмене начисления платы и исключении требования взимания платы за вывоз ТКО
по кассационной жалобе Скирда А.Г.
на решение Раменского городского суда Московской области от 4 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Скирда А.Г. обратился в суд с иском к администрации Раменского городского округа Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Воскресенск" (далее по тексту - ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск"), просил: установить факт нарушения администрацией Раменского городского округа Московской области действующего законодательства Российской Федерации в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в виде невыполнения требований к расположению контейнерных площадок сбора ТКО в месте нахождения дома истца по адресу: "адрес"; признать невозможным взимание ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" платы за не оказанную коммунальную услугу по сбору ТКО из дома по указанному адресу; отменить начисления платы за сбор и вывоз ТКО с 1 января 2019 г. с указанного адреса и исключить требования взимания платы за вывоз ТКО до момента устранения выявленного нарушения.
Решением Раменского городского суда Московской области от 4 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 г, в удовлетворении исковых требований Скирда А.Г. отказано.
В кассационной жалобе Скирда А.Г. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Скирда А.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: "адрес", уч. 481, а также жилой дом по адресу: "адрес".
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от 28 августа 2018 г. с Министерством экологии и природопользования Московской области и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей и Раменский городской округ, с 1 января 2019 г.
16 октября 2018 г. ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" опубликовало в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности Регионального оператора включающей: городские округа: Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, Воскресенск и Раменский городской округ Московской области) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Распоряжением Главы сельского поселения Ульянинское Раменского муниципального района от 21 февраля 2019 г. N 10 утверждены генеральные схемы очистки населенных пунктов с учетом перечня мест для организации дополнительных контейнерных площадок, необходимых для накопления всего объема отходов, образующихся на территории сельского поселения Ульянинское. Согласно Приложению к указанному распоряжению на территории села Степановское установлены две дополнительные контейнерные площадки.
Согласно актуализированной Генеральной схемы санитарной очистки территории Раменского городского округа (муниципального района) на территории села Степановское в настоящее время находятся три контейнерные площадки.
С указанных контейнерных площадок ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов.
Обратившись в суд с настоящим иском, Скирда А.Г. ссылался на то, что с 1 января 2019 г. получает от регионального оператора ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" счета на оплату за вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес", однако ему как собственнику садового домика по указанному адресу услуга по обращению с ТКО не оказывается, поскольку в пределах 20 м - 100 м от его дома, как это предусмотрено требованиями пункта 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", отсутствуют места сбора ТКО. Фактически расстояние от его садового домика до ближайшей контейнерной площадки составляет 431 м, и он вынужден вывозить мусор по месту своего постоянного проживания, так как не имеет права складировать мусор в чужие контейнеры, не находящиеся в пределах установленных расстояний.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом суд принял во внимание письменные объяснения администрации Раменского городского округа Московской области о том, что на территории села Степановское, вблизи д.19 и д.37 выбраны места для установки контейнерной площадки с координатами 55.29722 38.42477 и 55.29260 38.42755, которые, по заявке сельского поселения включены в Генеральную схему обращения с отходами Раменского городского округа. Место для установки контейнерной площадки в.Степановское ввиду сложившихся стесненных условий существующей сельской застройки определено как единственно рациональное, с возможностью подъезда специализированного транспорта и с соблюдением требований статьи 15 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N191/2014 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в в Московской области" и пункта 2.2.3 СанПин 423-128-4690 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов".
С учетом того, что акты органов местного самоуправления, которыми утверждено расположение контейнерных площадок для сбора ТКО в с.Степановское, истцом не оспариваются, суд отказал в удовлетворении требования Скирда А.Г. к администрации Раменского городского округа Московской области об установлении факта нарушения действующего законодательства Российской Федерации в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в виде невыполнения требований к расположению контейнерных площадок сбора ТКО в месте нахождения дома истца по адресу: "адрес", указав на то, что истцом избран неверный способ защиты права и он не лишен возможности как на обжалование в установленном законом порядке актов органов местного самоуправления по вопросу размещения контейнерных площадок, так и на обращение в орган местного самоуправления по вопросу обустройства дополнительных контейнерных площадок в с.Степановское и обжалование соответствующих решений в случае несогласия с ними.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Скирда А.Г к ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", суд исходил из того, что между собственниками домовладений в с.Степановское и региональным оператором ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с которым ООО "ЭкоЛайн- Воскресенск" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для собственников жилых домов с Степановское. Указанное общество осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов из мест, определенных органом местного самоуправления на территории с.Степановское, и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО. Несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома истца. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Данные выводы судов нижестоящих инстанций основаны на нормах действующего законодательства, приведённых в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Обстоятельства дела установлены на основании представленных суду доказательств, которым дана соответствующая оценка в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций мотивированно оценили доказательства, относимые к предмету спора, и доводы, изложенные сторонами в обоснование своей позиции.
Несогласие с оценкой, данной судом доводам сторон и представленным доказательствам, не может быть принято во внимание, поскольку переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено, решение и апелляционное определение соответствуют требованиям гражданского процессуального законодательства (статьи 198, 328, 329 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы истца сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона, оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 4 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Скирда А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.