Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Ониськива Романа Михайловича на вступившее в законную силу постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ониськива Романа Михайловича, установил:
постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2019 года, Ониськив Роман Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ониськив Р.М. выражает несогласие с указанным выше судебным актом, приводит доводы о его незаконности и просит о его отмене.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, истребованного и поступившего в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 25 августа 2020 года, изучив доводы жалобы Ониськива Р.М, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09 ноября 2019 года в 21 час 00 минут по адресу: город "данные изъяты" выявлен гражданин "данные изъяты" Ониськив Роман Михайлович, "данные изъяты" года рождения, который, как установлено, прибыв на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 28 августа 2014 года, продлил срок пребывания до 21 ноября 2015 года; по окончании установленного законом срока пребывания, в нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с 22 ноября 2015 года на территории Российской Федерации находился незаконно, от выезда из Российской Федерации уклонялся, документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации, не имел.
Таким образом, Ониськив Р.М. нарушил режим пребывания в Российской Федерации и его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Ониськивым Р.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 10 ноября 2019 года (л.д. 2), рапортом сотрудника полиции от 09 ноября 2019 года (л.д. 3), объяснениями Ониськива Р.М. от 10 ноября 2019 года (л.д. 4), адресной справкой от 09 ноября 2019 года (л.д. 5), сведениями из СПО "Мигрант-1" (л.д. 8), сведениями из СПО "Территория" (л.д. 6-7), копией паспорта и миграционной карты (л.д. 10), письменными объяснениями "данные изъяты" (л.д. 15), характеристикой Ониськива Р.М. (л.д. 16) и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения административного правонарушения Ониськив Р.М. при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда не оспаривал.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения Ониськива Р.М. к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, с участием Ониськива Р.М.; в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, Ониськиву Р.М. разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела судьей городского суда Ониськив Р.М. участвовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, в возможности реализации своих прав ограничен не был.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание Ониськиву Р.М. назначено судьей городского суда в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Ониськиву Р.М. этой меры ответственности, а также её соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
При определении наказания Ониськиву Р.М. баланс публичных и частных интересов нарушен не был. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в тоже время нормы международного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
При рассмотрении дела судьей городского суда была дана надлежащая правовая оценка всем, имеющим для законного разрешения дела обстоятельствам, связанным как с самим событием правонарушения, так и с индивидуализацией назначаемого наказания, в том числе установлены все необходимые данные, связанные с личностью Ониськива Р.М, его образом жизни и степенью его социальной интеграции в российской общество. Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, позволили судье городского суда прийти к обоснованному решению о необходимости назначения Ониськиву Р.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения в форме принудительного выдворения.
Судьей городского суда установлено, что Ониськив Р.М. на территории Российской Федерации постоянной и легальной трудовой деятельности не осуществляет, приехав на территорию Российской Федерации 28 августа 2014 года, встал на миграционный учет по месту проживания, однако до окончания законного срока пребывания на территории Российской Федерации, установленного по 21 ноября 2015 года, Ониськив Р.М. действий, направленных на продление срока для дальнейшего законного нахождения на территории Российской Федерации, не предпринял.
Данные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении Ониськива Р.М. к установленному национальным законодательством порядку нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации. При этом в дело не представлено сведений о том, Ониськив Р.М, находившийся на территории России длительное время, имел реальные намерения и предпринимал действия для интегрирования в российское общество посредством прохождения всех установленных законом процедур для легализации своего правого статуса.
Оснований полагать, что у Ониськива Р.М. на момент вынесения постановления имелись прочные семейные связи на территории Российской Федерации, которые были бы незаконно и необоснованно прерваны вмешательством органов публичной власти, также не имеется.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения решения судьей городского суда Ониськив Р.М. в зарегистрированных брачных отношениях не состоял. На территории Российской Федерации Ониськив Р.М. проживал с гражданкой "данные изъяты" и у них имеется несовершеннолетний ребенок, "данные изъяты" года рождения, отцовство Ониськива Р.М. в отношении которого установлено 13.01.2015 года.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств объективно усматривается, что Ониськив Р.М. крепких семейных связей не имел, поскольку характер его взаимоотношений с данными лицами не свидетельствуют о его законопослушном и добропорядочном поведении, направленном на установление крепких семейных связей. В частности, из содержания письменных объяснений "данные изъяты" следует, что Ониськив Р.М. является человеком конфликтным, по быту помощи не оказывает, трудовой деятельности не осуществляет и их семье, в том числе, дочери не помогает, воспитанием дочери не занимается (л.д. 15-оборот). Более того, в материалы дела представлены постановления о возбуждении уголовных дел от 09 ноября 2019 года, вынесенные дознавателем ОД ОП N3 УМВД России по г. Сургуту в отношении Ониськива Р.М, в связи с наличием в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного частью "данные изъяты" УК РФ, и из содержания данных процессуальных документов следует, что предполагаемые противоправные действия Ониськива Р.М. были направлены против "данные изъяты" (л.д. 17, 18, 19, 20, 21). Также, в деле имеется характеристика от участкового уполномоченного полиции, из содержания которой следует, что Ониськив Р.М. склонен к совершению правонарушений и преступлений; он был замечен в употреблении наркотических средств и от его сожительницы поступали жалобы о физическом насилии с его стороны (л.д. 16).
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что Ониськив Р.М. имеет прочные семейные связи на территории Российской Федерации, не имеется.
Назначенное административное наказание каких-либо препятствий в части возможности сохранения родственных связей между Ониськивым Р.М. и его дочерью, не создает, поскольку не препятствует реализации семейных отношений в стране гражданской принадлежности Ониськива Р.М, либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
Таким образом достаточных оснований для исключения наказания в виде административного выдворения не установлено. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выдворения за пределы Российской Федерации Ониськива Р.М, из материалов дела не усматривается, оснований для изменения постановления и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ониськива Романа Михайловича, оставить без изменения, жалобу Ониськива Романа Михайловича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.