Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Рудышина В.П. на постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шермилко О.Г. от 27 декабря 2019 года N748, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", установил:
постановлением N 748 главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шермилко О.Г. от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа N12-20/2020 от 17 февраля 2020 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа N7-102/2020 от 19 мая 2020 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту - АО "Ямалкоммунэнерго", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах АО "Ямалкоммунэнерго", и.о. директор филиала акционерного общества в Надымском районе Рудышин В.П, действующий на основании доверенности, просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Копия жалобы направлена в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, отзыв на жалобу от Департамента в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не поступал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Положения статьи 39 Федерального закона от 27.12.2019 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривают, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с положениями части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Из материалов дела следует, что АО "Ямалкоммунэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2011 года, его функции в г. Надыме осуществляет филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в городе Надыме, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 01.11.2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу. Филиал акционерного общества осуществляет свою деятельность по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, Северо-восток города, Проезд N1.
На основании Решения N N от 17 августа 2018 года АО "Ямалкоммунэнерго" в пользование предоставлен водный объект - протока Нгарка-Вэло-Яха (бассейн реки Надым), для сброса сточных и (или) дренажных вод с комплекса КОС г. Надым, состоящего из двух объектов канализационных очистных сооружений (КОС-9650, КОС-12000). Срок водопользования установлен с 17.08.2018 года по 13.07.2023 года.
Пунктом 13 решения определены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в воде в месте сброса сточных вод.
Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 3 квартал 2019 года, представленным АО "Ямалкоммунэнерго", установлены факты превышения (в период с 01.07.2019 по 30.09.2019 года) установленных показателей загрязняющих веществ в количестве раз: БПК полн. - 8, 5, ионы аммония - 52, 6, нитрит-анион -5, 6, нитрат-анион - 1, 2, фосфор фосфатов - 49, 8, сухой остаток -1, 1, марганец - 2, 15, хлорид-анион-1, 3.
Таким образом, действия АО "Ямалкоммунэнерго" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе заявителем не оспаривается факт сброса веществ в проток Нгарка-Вэло-Яха (бассейн реки Надым) с комплекса КОС г. Надым в количестве, превышающем установленные нормативы. Подателем жалобы в обоснование своих доводов о невиновности в рассматриваемой жалобе указывается, что умысла на совершение административного правонарушения юридическое лицо не имело, обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению нормативов допустимого сброса, но до реконструкции КОС этого сделать невозможно.
Вместе с тем указанные доводы, с учетом обстоятельств дела, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Аналогичные доводы являлись предметом проверки при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и они обоснованно отклонены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
По делу установлено, что в целях оказания качественного и бесперебойного предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании г. Надым Обществу на основании договора аренды N2/16-ЯКЭ-А от 01.08.2017 года было передано муниципальное имущество, в том числе канализационные очистные сооружения. Администрацией МО Надымский район были инициированы мероприятия по реконструкции и модернизации КОС, но работы по реконструкции и модернизации КОС не были завершены, и общество эксплуатирует КОС в том же состоянии. При этом, оценивая действия общества, исследовав представленные в дело сведения, судья городского суда, пришел к выводам о том, что в действиях юридического лица отсутствует крайняя необходимость, так как филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Надыме использует в своей деятельности КОС г. Надыма для сброса сточных вод в водный объект - протоку Нгарка-Вэлло-Яха с 29.12.2012 года, но при этом не предпринимало достаточных и действенных мер, могущих повлиять на реконструкцию и модернизацию КОС, в отсутствие чрезвычайных, объективно непреодолимых и не зависящих от воли Общества обстоятельств.
Оснований полагать ошибочными данные выводы не имеется.
В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в предоставленный водный объект обусловлено императивными требованиями закона. При этом общество с период с 29 декабря 2012 года не предпринимало действий, направленных на разработку плана мероприятий по охране окружающей среды, повышению экологической эффективности для постепенного, поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду, вследствие сброса веществ и микроорганизмов в предоставленный водный объект. Сведений об обратном юридическим лицом не представлено.
АО "Ямалкоммунэнерго" являясь коммерческой организацией и эксплуатируя КОС-9650, КОС-12000 в предпринимательской деятельности обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Отсутствие новых канализационно-очистных сооружений не освобождает общество, осуществляющее деятельность, связанную со сбросом загрязняющих веществ в предоставленный водный объект, от соблюдения требований действующего законодательства. Техническое состояние канализационно-очистных сооружений и их необходимое содержание в этих целях, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности.
Таким образом, АО "Ямалкоммунэнерго" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения АО "Ямалкоммунэнерго" от административной ответственности не усматривается.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" составлен уполномоченным должностным лицом с участием представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, которому разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола.
О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом, при рассмотрении дела присутствовал представитель общества, действующий на основании доверенности.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание АО "Ямалкоммунэнерго" назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в актуальной редакции), назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб АО "Ямалкоммунэнерго" на постановление судьями городского суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте, законного представителя или защитника не направило, распорядившись своими правами по своему усмотрению. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шермилко О.Г. от 27 декабря 2019 года N748, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Рудышина В.П. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.