Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу представителя акционерного общества "Россети Тюмень" Потемкиной Н.Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора Департамента лесного комплекса от 30 октября 2019 года, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Тюменского областного суда от 29 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго", установил:
постановлением заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области "данные изъяты" N 689 от 30 октября 2019 года акционерное общество энергетики и электрофикации "Тюменьэнерго" (далее - АО "Тюменьэнерго", в настоящее время наименование изменено на АО "Россети Тюмень") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 29 июля 2020 года, постановление должностного лица от 30 октября 2019 года изменено, постановлено считать АО "Тюменьэнерго" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвернутым наказанию с учетом положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель АО "Россети Тюмень" Потемкина Н.Г. просит об отмене постановления должностного лиц и судебных решений, прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Тюменской области от 26.04.2019 г. N 121-п на территории Тюменской области установлен особый противопожарный режим, который отменен 30.08.2019 года.
Согласно части 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от30.06.200г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту также - Правила). Правилами установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт1Правил).
В соответствии с требованиями пункта 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Пунктом 9.1 Правил предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Как следует из материалов дела, 25.07.2019 года в ходе осмотра лесных участков лесничим Вагайского лесничества, государственным лесным инспектором ГКУ ТО "Тюменьлес" "данные изъяты" на основании поручения директора Департамента лесного комплекса Тюменской области от24.07.2019г. по факту нарушений лесного законодательства указанных в заявлении гражданина "данные изъяты" от 15.07.2019 года установлено, что в квартале N1800 выдел N 92, Комсомольского участкового лесничества Вагайского лесничества оставлены не убранными часть порубочных остатков, заготовленная и складированная в штабеля у стены леса древесины на расстоянии от 2 до 5 метров, штабеля не опаханы защитной минерализованной полосой, а также не обработана для предохранения от заселения оставленной древесины стволовыми вредителями. В квартале N179, Комсомольского участкового лесничества Вагайского лесничества также оставлены штабеля древесины, расположенные от стены леса на расстоянии от 2 до 5 метров, древесина не обработана, штабеля не опаханы, оставлены порубочные остатки, уложенные в валы с двух сторон под ЛЭП (сучья, вершины). По левой стороне ЛЭП (на юг в направлении поселка НПС Новопетрово) мелкотравная древесина и хворост неликвид оставлены на месте рубки. В ходе осмотра 29.07.2019г. лесных участков установлено, что в Вагайском сельском участковом лесничестве Вагайского лесничества квартал N 187, выдел N 25 (направление д.Домино-д.
Раши (на с.Черное)), обнаружены оставленные порубочные остатки, уложенные в кучи, древесины лиственных пород (береза), уложенная в штабеля у стены леса на расстоянии от 3-5 метров, древесина не обработана для хранения в летний период, штабеля не опаханы защитной минерализованной полосой. В Вагайском сельском участковом лесничестве Вагайского лесничества квартал N 188, выдела N 28 и 58 (направление с.Заречное-д.Домнино), обнаружены оставленные порубочные остатки, уложенные в кучи, древесина лиственных пород (береза), уложенная в штабеля у стены леса на расстоянии от 3-5 метров, древесина не обработана для хранения в летний период, штабеля не опаханы защитной минерализованной полосой. В ходе осмотра лесных участков 29.07.2019г. установлено, что в Вагайском сельском участковом лесничестве Вагайского лесничества (Черноковское СП) в квартале N 261, выделах N42, 19, 20, 21 оставлены порубочные остатки, уложенные в кучи, древесина лежит в штабелях в створе линии электропередач не обработанная и не опаханная защитной минерализованной полосой. В Вагайском сельском участковом лесничестве Вагайского лесничества (Черноковское СП в квартале N260, выделах N1, 77 оставлены порубочные остатки, уложенные в кучи, древесина лежит в штабелях в створе линии электропередач не обработанная и не опаханная защитной минерализованной полосой.
Определением N 68 от 05.08.2019г. возбуждено административное расследование, по итогу проведения которого заместителем начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области вынесено постановление N 689 от30.10.2019г.
Юридическое лицо АО "Тюменьэнерго" (в настоящее время АО "Россети Тюмень), являясь собственником линейного объекта "ВЛ-110кВ. "Татарка-Котово" (свидетельство о государственной регистрации права "данные изъяты" от 16.06.2014г.) не обеспечило соблюдение требований лесного законодательства в охранной зоне линии электропередач ВЛ-110 кВ. "Татарка-Кротово", допустив нарушение требования лесного законодательства Российской Федерации, выразившихся в том, что распоряжаясь территорией, прилегающей к лесу, не обеспечило ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, не отделив лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером, оставлены не убранными часть порубочных остатков, заготовленная и складированная в штабеля у стены леса древесина, оставленная на весенне-летний период не опаханы защитной минерализованной полосой, а также не обработана и не окорена для предохранения от заселения оставленной древесины стволовыми вредителями. Административное правонарушение совершено в условиях особого противопожарного режима, введённого в действие постановлением Правительства Тюменской области от 26 апреля 2019 года N 121-п "О введении особого противопожарного режима". Тем самым нарушены пункты 9, 9.1, 16, 17, 19, 20, 21, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Тюменской области от 26.04.2019г. N121-п "О введении особого противопожарного режима".
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении N706 от03.10.2019г.; актом осмотра участковым лесничим Черноковского лесничества "данные изъяты" от 29.07.2019 г.; фототаблицей к нему; актом осмотра участковым лесничим Вагайского лесничества "данные изъяты" от 29.07.2019г.; фототаблицей к нему; актом осмотра участковым лесничим Вагайского лесничества "данные изъяты" от 25.07.2019г.; фототаблицей к нему; свидетельством о государственной регистрации права; сведениями "Тюменского управления лесами" о географических координатах; фотографиями с мест правонарушения.
С учетом изложенного выводы должностного лица, судей городского и областного судов о наличии в действиях АО "Тюменьэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что АО "Тюменьэнерго" не является надлежащим субъектом правонарушения, являлись предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций, обоснованно отклонены, выводы судей мотивированы и подробно изложены в судебных актах.
Судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что АО "Россети Тюмень" (АО "Тюменьэнерго") является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, поскольку наличие договора подряда, предусматривающего обязанность третьего лица по непосредственному выполнению работ по рубке и утилизации порубочных остатков, не освобождает данное общество от выполнения возложенных на него законодательством публично-правовых обязанностей. В то же время представленным Департаментом лесного комплекса Тюменской области свидетельством о государственной регистрации права "данные изъяты" от10.10.2008г. подтверждается принадлежность участков, на которых выявлены порубочные остатки, к лесному фонду. С таким выводом судьи согласился и судья областного суда.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах было допущено обществом, обстоятельства совершения им административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя юридического лица при надлежащем уведомлении последнего уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола представителю вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением правил подсудности.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3, а также с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судьи городского и областного судов, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.
С учётом обстоятельств дела и характера совершённых АО "Тюменьэнерго" административных правонарушений, вопреки доводам жалобы, судьи правильно указали на отсутствие оснований для признания правонарушения, совершённого АО "Тюменьэнерго", малозначительным и для освобождения данного лица от административной ответственности.
При рассмотрении дела должностным лицом и пересмотре дела судьями в судебных заседаниях принимал участие представитель АО "Тюменьэнерго", обосновывающий позицию общества по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника Тобольского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора Департамента лесного комплекса от 30 октября 2019 года, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Тюменского областного суда от 29 июля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго", оставить без изменения, жалобу представителя акционерного общества "Россети Тюмень" Потемкиной Н.Г. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.