Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Симонова Андрея Владимировича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 марта 2020 года по административному делу N 2а-5827/2019 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Симонову Андрею Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее МИФНС России N6 по ХМАО-Югре) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Симонову А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545, 00 рублей и пени в размере 1961, 14 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840, 00 рублей и пени в размере 384, 70 рублей. В обоснование требований указали, что Симонов А.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов - адвоката с 10 марта 2010 года. Своевременно уплата страховых взносов Симоновым А.В. не произведена, требование налогового органа оставлено без удовлетворения.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 марта 2020 года, административные исковые требования МИФНС России N 6 по ХМАО-Югре удовлетворены частично. С Симонова А.В. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей и недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 рублей. В удовлетворении требований налогового органа в части взыскания пени - отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 октября 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (срок на подачу кассационной жалобы восстановлен), Симонов А.В. просит отменить решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 марта 2020 года, принять по административному делу новое решение об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку задолженность числится за иным лицом. Полагает, что представленные административным истцом копии требования и почтового реестра не подтверждают направление налоговым органом требования в адрес административного ответчика, чем он лишен возможности уплатить страховые взносы за 2018 год.
Указывает, на то, что административное исковое заявление подписано неуполномоченным лицом, копии документов надлежащим образом не заверены, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу.
В возражениях на кассационную жалобу МИФНС России N 6 по ХМАО-Югре просит решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Симонов А.В. зарегистрирован в качестве адвоката в МИФНС России N6 по ХМАО-Югре с 10 марта 2010 года.
Симонов А.В. в нарушение Федерального закона N 167-ФЗ своевременного не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (расчетный период 2018 года) в размере 26 545, 00 рублей и пени в размере 750, 36 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (расчетный период 2018 года) в размере 5 840, 00 рублей и пени в размере 149, 15 рублей.
Кроме того, у ответчика имеется задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2017 года и до 1 января 2017 года.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Симонову А.В. направлялись требования об уплате страховых взносов за расчетный период 2018 года и пени N 721438 от 21.01.2019 со сроком уплаты до 13 марта 2019 года, а также требования об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2017 года и до 1 января 2017 года: N561802 от 12.10.2018 со сроком уплаты до 26 ноября 2018 года, N515538 от 17.09.2018 со сроком уплаты до 29 октября 2018 года, N476158 от 27.08.2018 со сроком уплаты до 08 октября 2018 года, N374989 от 11.07.2018 со сроком уплаты до 22 августа 2018 года, N317220 от 18.01.2018 со сроком уплаты до 30 июля 2018 года, N269264 от 29.05.2018 со сроком уплаты до 11 июля 2018 года, N216437 от 26.04.2018 со сроком уплаты до 13 июня 2018 года, N168025 от 02.04.2018 со сроком уплаты до 17 мая 2018 года, которые в установленный срок исполнены не были.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
МИФНС России N6 по ХАМО-Югре обратилась к мировому судье судебного участка N10 Ниженевартовского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Симонова А.В. недоимки по страховым взносам. Судебный приказ от 05 июля 2019 года отменен определением мирового судьи 24 июля 2019 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 24 сентября 2019 года.
Разрешая требования МИФНС России N 6 по ХМАО-Югре, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогу и пени, сроки обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении требований в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 26 545 рублей и недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 5 840 рублей. В удовлетворении требований налогового органа в части взыскания пени судом отказано. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени сторонами не обжаловано.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы жалобы о том, что Симонов А.В. не является надлежащим административным ответчиком по делу, несостоятельны. Из административного иска, а также требований об уплате страховых взносов и пени, иных материалов дела следует, что административные исковые требования заявлены налоговым органом именно к плательщику страховых взносов - адвокату Симонову А.В, а в описательной части административного искового заявления допущена описка (Смирнов А.В.).
Ссылку в кассационной жалобе на то, что представленные административным истцом копии требования и почтового реестра не подтверждают направление налоговым органом требования в адрес административного ответчика, чем он лишен возможности уплатить страховые взносы за 2018 год, судебная коллегия не принимает.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации на плательщика страховых взносов возложена обязанность самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов.
В представленном реестре почтовых отправлений указан номер требования N 721438 от 21 января 2019 года, направленного в адрес Симонова А.В, что подтверждает его направление плательщику страховых взносов.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу прямого указания закона, соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административное исковое заявление подписано 16 августа 2019 года уполномоченным должностным лицом - и.о.начальника МИФНС России N6 по ХМАО-Югре Ряховой М.В, полномочия которой подтверждены приказом от 22 июля 2019 года N 18-07/287 о возложении исполнения обязанностей начальника с 05 августа 2019 года по 18 августа 2019 года.
Указание в кассационной жалобе на то, что копии документов представленных налоговым органом и корпия доверенности не заверены надлежащим образом, не влечет отмену судебных актов.
Административное исковое заявление соответствует требованиям статей 125, 126, 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку к иску приложены заверенные копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых административный истец основывает требования.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Симонова Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.