Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска на апелляционное определение Челябинского областного суда от 07 мая 2020 года по административному делу N 2а-5882/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска к Казанчееву Сергею Александровичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска Чернявскую Е.В, настаивавшую на удовлетворении жалобы, возражения Казанчеева С.А, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Казанчееву С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 14 628 руб. 29 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 1721 руб. 91 коп, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2018 год в размере 3 218 руб. 28 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 343 руб. 05 коп.
Решением Курчатовского районного суда г.Челябинска от 30 декабря 2019 года, административные исковые требования ИФНС России по Курчатовскому району удовлетворены в полном объеме. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Апелляционным определением Челябинского областного суда от 07 мая 2020 года принят отказ ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от административного иска к Казанчееву С.А. в части требований о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года, в размере 1500, 54 руб, задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 294, 35 руб. Решение суда в указанной части отменено, производство по делу в данной части прекращено.
Это же решение суда в остальной части отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска к Казанчееву С.А. о взыскании недоимок по страховым взносам и задолженности по пеням.
В кассационной жалобе, поданной 06 ноября 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска просит апелляционное определение Челябинского областного суда от 07 мая 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что отсутствие у Казанчеева С.А. страхового полиса не подтверждает отсутствие деятельности в качестве оценщика. Обязанность по уплате страховых взносов у оценщиков, занимающихся частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и действует до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.
В возражениях на кассационную жалобу Казанчеев С.А. просит апелляционное определение Челябинского областного суда от 07 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска Чернявская Е.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Казанчеев С.А. в суде кассационной инстанции возражал против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятого по делу апелляционного определения.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Казанчеев Сергей Александрович был зарегистрирован в качестве оценщика в период с 28.11.2014 года по 19.07.2018 года.
Казанчеев С.А. не произвел уплату страховых взносов за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 14 628 руб. 29 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 1721 руб. 91 коп, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2018 год в размере 3 218 руб. 28 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 343 руб. 05 коп.
05 октября 2018 года ИФНС по Курчатовскому району г.Челябинска по почте направила Казанчееву С.А. требование N 26227 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04 октября 2018 года, в котором ему указывалось на необходимость в срок до 29 октября 2018 года произвести оплату:
- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за 2018 год в размере 14 628, 29 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 1 721, 91 руб.;
- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед. фонд ОМС с 01 января 2017 года за 2018 год в размере 3 218, 28 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед. фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 343, 05 руб.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судебный приказ от 10 апреля 2019 года отменен определением мирового судьи 28 мая 2019 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 28 ноября 2019 года.
Разрешая требования в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, исходя из того, что в добровольном порядке обязанность по уплате недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням административным ответчиком не исполнена, а налоговым органом соблюден срок, предусмотренный для обращения в суд с заявлением об их взыскании, пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, установив, что Казанчеев С.А, состоявший в период с 28 ноября 2014 года по 19 июля 2018 года в членстве НП "МПО", не имел полиса/договора обязательного страхования ответственности оценщика, пришел к выводу о том, что он не может быть признан субъектом оценочной деятельности (оценщиком), а, соответственно, являться плательщиком страховых взносов.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика и заканчивается, когда оценщик снят с учета в налоговом органе.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что 30 сентября 2014 года ЧУ "ООДПО "Международная академия экспертизы" выдало Казанчееву С.А. диплом о профессиональной переподготовке N 642401850512 с присвоением квалификации "оценщик" (эксперт по оценке имущества).
Согласно информационной выписке Некоммерческого партнерства "Международная Палата Оценщиков" от 28 ноября 2018 года Казанчеев С.А. 28 ноября 2014 года был внесен в реестр членов Некоммерческого партнерства "Международная Палата Оценщиков" (далее - НП "МПО").
По данным НП "МПО" Казанчеев С.А. не являлся сотрудником юридического лица, ведущего деятельность в области оценки, не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С 2016 года не имеет полиса/договора обязательного страхования ответственности оценщика, что запрещает вести деятельность в области оценки. На 19 июля 2018 года не имел квалификационного аттестата, в соответствии с ФЗ-135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в РФ" с 01 апреля 2018 года не имел права вести деятельность в области оценки. В 2017 году и 1 кв. 2018 года оценочная деятельность не осуществлялась. Исключен из НП "МПО" 19 июля 2018 года по рекомендации Дисциплинарного комитета за нарушение ФЗ-135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в РФ" и Положения о членстве НП "МПО". Аналогичная информация также содержится в представленной суду апелляционной инстанции справке НП "МПО" от 29 апреля 2020 года N 1018.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
По смыслу данной правовой нормы для признания физического лица субъектом оценочной деятельности (оценщиком) необходима совокупность двух условий, а именно членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и наличие застрахованной ответственности. Такое понимание оценщика также согласуется с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу которых, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, статья 61 КАС РФ).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что член саморегулируемой организации оценщиков, не застраховавший свою ответственность в соответствии с требованиями упомянутого выше Федерального закона, не является субъектом оценочной деятельности (оценщиком).
Вопреки доводам кассационной жалобы, установив, что Казанчеев С.А, как состоявший в период с 28 ноября 2014 года по 19 июля 2018 года в членстве НП "МПО", не имел полиса/договора обязательного страхования ответственности оценщика, суд апелляционной инстанции пришел к правильному о том, что он не может быть признан субъектом оценочной деятельности (оценщиком), а, соответственно, являться плательщиком страховых взносов.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что при указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного иска налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимок по страховым взносам и задолженностей по пеням.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Челябинского областного суда от 07 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.