Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Галимовой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-167/2020 по иску Исагулова Мисаила Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхнем Уфалее Челябинской области о взыскании неполученной пенсии, по кассационной жалобе Исагулова Мисаила Александровича на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения Исагулова М.А, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исагулов М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхнем Уфалее Челябинской области (далее - УПФР в г. Верхнем Уфалее, пенсионный орган) о возложении обязанности выплачивать ему пенсию в размере 8691 руб. и взыскании недополученной пенсии по старости за период с 01 февраля 2019 года в сумме 11098 руб. 46 коп.
В обоснование заявленных исковых требований Исагулов М.А. ссылался на то, что является получателем пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 декабря 2011 года. До февраля 2019 года получал пенсию равную величине прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области на 2019 год, в размере 8691 руб. Однако, после получения инвалидности 3 группы 15 января 2019 года и предоставления об этом документов в пенсионный орган стал получать пенсию в меньшем размере - 7752 руб. 72 коп. В связи с чем, за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года недополученная пенсия составила 11098 руб. 46 коп, которую он просит взыскать с ответчика.
Решением Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 июня 2020 года, иск Исагулова М.А. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Исагулов М.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель УПФР в г. Верхнем Уфалее, сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии представляет денежную сумму к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации (часть 1).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 1.1) срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (часть 2).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (часть 3).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (часть 5).
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 15 декабря 2011 года Исагулов М.А. является получателем пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФР в г. Верхнем Уфалее N 779 от 24 апреля 2012 года Исагулову М.А. с 01 апреля 2012 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации 5000 руб, установленной на 2012 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 3508 руб. 17 коп, в размере 1491 руб.83 коп. С 01 марта 2012 года по 31 марта 2012 года, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 3627 руб. 80 коп, в размере 1372 руб. 20 коп. с 01 апреля 2012 года пожизненно.
Согласно справке и Выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом МСЭ-2016 от 15 января 2019 года, Исагулову М.А. установлена "данные изъяты" группа инвалидности (общее заболевание), на срок до 01 февраля 2020 года.
16 января 2019 года Исагулов М.А. обратился в УПФР в г. Верхнем Уфалее с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид "данные изъяты" группы, в котором указал, что поставлен в известность о том, что в 2019 году имеет право на предоставление набора социальных услуг.
Решением УПФР в г. Верхнем Уфалее от 24 января 2019 года Исагулову М.А, как инвалиду 3 группы назначена ежемесячная денежная выплата на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 2073 руб. 51 коп, в том числе 1075 руб. 19 коп. на оплату социальных услуг, предусмотренных пунктом 1, пунктом 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 16 января 2019 года по 31 января 2020 года.
29 января 2019 года Исагулов М.А. обратился в УПФР в г. Верхнем Уфалее с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) в виде путевки на санаторно-курортное лечение, помощи по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно с 01 января 2020 года.
25 июля 2019 года Исагулов М.А. обратился в УПФР в г. Верхнем Уфалее с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Решением УПФР в г. Верхнем Уфалее от 05 февраля 2020 года Исагулову М.А, как инвалиду "данные изъяты" группы, назначена ежемесячная денежная выплата на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 2227 рублей 55 копеек, в том числе 1155 руб. 06 коп. на оплату социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных пунктом 1, пунктом 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 01 февраля 2020 года бессрочно.
11 декабря 2019 года Исагулов М.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, в связи с не доначислением ему пенсионного обеспечения до величины прожиточного минимума, установленного на территории Челябинской области.
Рассмотрев обращение истца, пенсионный орган в ответе от 19 декабря 2019 года N И-38-11/7837 указал, что размер его пенсии соответствует минимальному размеру общей суммы материального обеспечения пенсионера в 2019 году (8691 руб.), и привел расшифровку составных частей его материального обеспечения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Исагулова М.А, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер федеральной социальной доплаты в спорный период ответчиком определялся с учетом получаемой истцом страховой части пенсии по старости, а также ежемесячной денежной выплаты, включающей в себя стоимость набора социальных услуг, получаемой в натуральной форме, в связи с чем оснований для возложения на пенсионный орган обязанности выплачивать Исагулову М.А. пенсию в размере 8691 руб. и взыскании недополученной пенсии по старости за период с 01 февраля 2019 года в сумме 11098 руб. 46 коп. не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Исагулова М.А. о том, что он предоставил суду банковскую выписку, подтверждающую получение им пенсии в 2019 году ниже прожиточного минимума для пенсионеров на 2019 год, при этом суд привел в решении получаемые им суммы исходя из сведений, предоставленным пенсионным органом, без проверки их достоверности, кроме того, суммы, указанные в распечатке, на соответствуют суммам, указанным в отзыве представителя ответчика и суммам, которые указал суд в решении, при этом суд указал суммы ниже прожиточного минимума, без учета мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, без обоснования данных доводов, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах России устанавливается в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации. В Челябинской области порядок установлен Законом Челябинской области от 28 апреля 2005 года N378-ЗО "Об установлении величины прожиточного минимума в Челябинской области".
Так, величина прожиточного минимума для пенсионеров составила: за I квартал 2019 года - 8267 руб, за II квартал 2019 года - 8583 руб, за III квартал 2019 года - 8510 руб, за IV квартал 2019 года - 8341 руб.
Законом Челябинской области от 30 октября 2018 года N 804-ЗО установлена величина прожиточного минимума для пенсионера на 2019 год в размере 8691 руб.
Законом Челябинской области от 03 сентября 2019 года N 932-ЗО установлена величина прожиточного минимума для пенсионера на 2020 год - 8691 руб.
Как правильно указали суды, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Судами установлено, что с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг на 2019 год в установленный законом срок до 01 октября 2018 года заявитель не обращался.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для возложения на УПФР в г. Верхнем Уфалее обязанности возместить стоимость набора социальных услуг за 2019 год в денежном выражении является правильным.
Данные доводы жалобы заявителя являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции. Как правильно указал суд, несоответствие указанных в решении суда сумм пенсионных выплат, фактически полученным истцом денежным средствам, а также величине прожиточного минимума пенсионера, связано с получением истцом набора социальных услуг в натуральной форме, который учитывался при определении размера социальной доплаты к пенсии. Кроме того, напротив, указанные в решении суммы пенсионных выплат за период с января по май 2019 года соответствуют размерам поступлений, отраженных в выписке о состоянии вклада Исагулова М.А. за указанный период. Ссылка заявителя на необходимость учета мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг при определении общей суммы его материального обеспечения основана на неверном толковании закона, поскольку как указано выше, в силу положений части 3 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, правом переоценки доказательств не наделен.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исагулова Мисаила Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.