Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-901/2020 по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" к Клюшниковой Татьяне Александровне о взыскании неправомерно полученной суммы, по кассационной жалобе Клюшниковой Татьяны Александровны на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной выплаты" обратилось в суд с иском к Клюшниковой Т.А. о взыскании неправомерно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 155 492 руб. 55 коп.
Требования мотивированы тем, что с 01 апреля 2009 года Клюшникова Т.А. является получателем ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В результате сверки, проведённой в декабре 2018 года с государственным казённым учреждением Тюменской области "Центр обеспечения мер социальной поддержки" выяснилось, что Клюшникова Т.А. снята с регистрационного учёта по месту жительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 09 апреля 2013 года. Полагает, что с момента снятия ответчика с регистрационного учёта она утратила право на предоставление мер социальной поддержки. За период с 01 мая 2013 года по 30 ноября 2018 года Клюшниковой Т.А. неправомерно получены: ежемесячная денежная выплата на сумму 81 445 руб, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на сумму 74 047 руб. 55 коп. В добровольном порядке неправомерно полученная сумма ответчиком не возвращена.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 июня 2020 года иск казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной выплаты" удовлетворен. С Клюшниковой Т.А. в пользу казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной выплаты" взыскана неправомерно полученная сумма ежемесячной денежной выплаты, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 155 492 руб. 55 коп.
В кассационной жалобе Клюшникова Т.А. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 января 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 июня 2020 года, как незаконных, с принятием по делу нового решения.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Клюшникова Т.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры относится к категории граждан, которым установлены дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
16 марта 2009 года Клюшникова Т.А. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Нижневартовску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По данным заявлениям приняты решения о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 марта 2009 года, выплата производилась по 30 ноября 2018 года; компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2009 года, выплата производилась по 30 апреля 2018 года.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что в декабре 2018 года между филиалом в г. Нижневартовске казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" и государственным казенным учреждением Тюменской области "Центр обеспечения мер социальной поддержки" произведена сверка получателей мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Выявлено, что Клюшниковой Т.А. последним предоставляются меры социальной поддержки в связи с наличием у неё звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - югры".
24 декабря 2019 года филиалом в г. Нижневартовске казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" направлен запрос информации о регистрации ответчика по месту жительства в отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Нижневартовску. Согласно представленной информации, Клюшникова Т.А. снята с регистрационного учета на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 09 апреля 2013 года. Установив указанные обстоятельства, истец пришел к выводу об утрате Клюшниковой Т.А. право на предоставление мер социальной поддержки с 01 мая 2013 года.
Истцом при обращении в суд указывалось, что Клюшниковой Т.А. неправомерно получены: ежемесячная денежная выплата с 01 мая 2013 года по 30 ноября 2018 года в сумме 81 445 руб.; компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2013 года по 30 апреля 2018 года в сумме 74 047 руб. 55 коп, общая сумма неправомерно полученных денежных средств составила 155 492 руб. 55 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку Клюшникова Т.А. 09 апреля 2013 года снята с регистрационного учёта на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с 01 мая 2013 года она утратила право на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ей в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" как ветерану труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем у ответчика возникли обязательства по возврату необоснованно полученных денежных средств в размере 155 492, 55 рублей.
Рассматривая ходатайство ответчика о применении к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности, придя к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен, суды указали, что об изменении места жительства Клюшниковой Т.А. истцу стало известно в декабре 2018 года из ответа ГКУ ТО "Центр обеспечения мер социальной поддержки" от 06 декабря 2018 года. Поскольку исковое заявление направлено в суд 12 декабря 2019 года, требования истцом заявлены в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания сумм компенсационных выплат основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, пособий, компенсаций.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Статьей 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" ветеранам труда Ханты-Мансийском автономном округе - Югры предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), ежемесячной денежной выплаты.
В целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 14 января 2008 года утвердило Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан N 4-п, в силу которого компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении отдельных категорий граждан рассчитывается и предоставляется казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат".
Пунктом 2.4 указанного Порядка предусмотрено, что компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления в Центр социальных выплат по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) гражданина необходимых документов.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрена обязанность получателя компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (изменение состава семьи, места постоянного жительства и др.), в течение 15 дней после наступления вышеуказанных событий. Выплата назначенной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла смена места жительства, в том числе выезд на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 2.14 Порядка).
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 15 декабря 2005 года утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан N227-п, в силу которого ежемесячная денежная выплата осуществляется гражданам, включенным в Региональный регистр получателей мер социальной поддержки. Ежемесячная денежная выплата осуществляется казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат".
Обязанность получателя ежемесячной денежной выплаты сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий её предоставления, а также основания прекращения выплаты являются аналогичными Порядку предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан N4-п от 14 января 2008 года.
Указанными нормативными актами предусмотрена возможность Центром социальных выплат запрашивать у органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для предоставления мер социальной поддержки.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны основываться на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Между тем в нарушение приведенных норм материального и процессуального права, судом первой инстанции при разрешении настоящего спора обстоятельства, связанные с несообщением Клюшниковой Т.А. сведений об изменении своего адреса регистрации, а также о выполнении ответчиком как уполномоченным органом в силу возложенных на него полномочий обязанности разъяснять, какие, кому и в каком порядке сведения Клюшникова Т.А. как получатель указанных мер социальной поддержки должна сообщить, при том, что с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки Клюшникова Т.А. обращалась в иное учреждение в Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску, решение о выплате принималось этим же органом, а также о своевременном запросе необходимых сведений из других учреждений не определены в качестве юридически значимых и не устанавливались; эти обстоятельства на обсуждение сторон не выносились.
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что в материалах дела имеются решения казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" датированные 14 декабря 2018 года о прекращении предоставления мер социальной поддержки, при том, что фактически ежемесячная денежная выплата производилась по 30 ноября 2018 года, а компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производилась по 30 апреля 2018 года. Основания прекращения выплат судом не установлены.
Без установления данных обстоятельств суд ограничился формальной ссылкой на несообщение Клюшниковой Т.А. сведений об изменении адреса и при этом пришел к выводу о недобросовестности Клюшниковой Т.А. и о наличии оснований для взыскания.
Судом не дана оценка полномочиям казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" в соответствии с нормами статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1), соответственно, истец обязан контролировать расходование бюджетных денежных средств, в том числе в виде предоставляемых гражданам мер социальной поддержки.
Суд не учел, что межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Суд не выяснил и не установил, исполнял ли истец надлежащим образом данную обязанность в целях проверки правильности предоставления назначенных Клюшниковой Т.А. мер социальной поддержки, были ли соблюдены истцом требования пункта 2.17 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 14 января 2008 года N 4-п с учетом государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество.
Суд апелляционной инстанции эти нарушения не устранил. Кроме того, ссылаясь на обращение в суд в пределах срока исковой давности в связи с получением истцом информации о смене ответчиком места жительства лишь 06 декабря 2018 года, суды не дали оценку доводам истца о том, что такая информация была известна истцу ранее, поскольку в 2014 году она сообщала иные реквизиты для перечисления денег и сообщала об изменении места жительства. Также не дана оценка фактическому прекращению предоставления мер социальной поддержки, которое имело место ранее указанной даты. Таким образом, судами дата начала течения срока исковой давности, о применении последствий которого заявлено ответчиком, определена не верно, без установления всей совокупности фактических обстоятельств дела.
С учетомизложенного, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 20 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 июня 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Тюмени.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.