Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Карповой О.Н, Галимовой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-315/2020 по иску Дурымановой Надежды Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Краснокамске Пермского края о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокамске Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дурыманова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Краснокамске Пермского края (далее по тексту - УПФР в г. Краснокамске Пермского края, пенсионный орган) о признании незаконным решения от 07 июня 2019 года об отказе в установлении фиксированной выплаты в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве не менее 30 лет с 03 июня 2019 года, включить в страховой стаж период работы с 20 октября 1999 года по 06 ноября 2018 года.
В обоснование заявленных требований Дурыманова Н.И. ссылалась на то, что 03 июня 2019 года обратилась в УПФР в г. Краснокамске Пермского края с заявлением об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за периоды работы в сельском хозяйстве. Решением УПФР в г. Краснокамске Пермского края от 07 июня 2019 года ей отказано в перерасчете размера пенсии, в ее стаж не были включены периоды работы с 20 октября 1999 года по 06 ноября 2018 года в должностях пекаря, фаршесоставителя, укладчика мясопродуктов в банки цеха переработки АО "Пермский свинокомплекс" в связи с тем, что данные периоды работы относятся к производству пищевой продукции, не связаны с непосредственной занятостью в производствах животноводства.
Дурыманова Н.И. считает решение УПФР в г. Краснокамске Пермского края от 07 июня 2019 года об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, поскольку имелись основания для перерасчета, ее стаж на сельскохозяйственных работах составил более 30 лет, в спорные периоды она осуществляла трудовую деятельность в сельском хозяйстве, работа в цехе переработки АО "Пермский Свинокомплекс" не опровергает занятость в сельском хозяйстве, поскольку предприятие согласно своему наименованию и Уставу осуществляло именно сельскохозяйственное производство.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 18 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований Дурымановой Н.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2020 года решение Краснокамского городского суда Пермского края от 18 мая 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокамске Пермского края от 07 июня 2019 года за N 326850/19 об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и в перерасчете размера пенсии Дурымановой Н.И. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокамске Пермского края возложена обязанность включить период работы Дурымановой Н.И. в должности фаршесоставителя, укладчика мясопродуктов в банки в цехе переработки АО "Пермский свинокомплекс" с 24 августа 2002 года по 06 ноября 2018 года в стаж работы в сельском хозяйстве и произвести перерасчет размера ее страховой пенсии по старости с 03 июня 2019 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Дурымановой Н.И. отказано.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокамске ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2020 года, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, представители третьих лиц АО "Пермский свинокомплекс", Администрации Краснокамского городского округа, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03 июня 2019 года в УПФР в г. Краснокамске Пермского края обратилась Дурыманова Н.И. с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения за работу в сельском хозяйстве не менее 30 лет.
Решением УПФР в г. Краснокамске Пермского края N 326850/19 от 07 июня 2019 года Дурымановой Н.И. отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и в перерасчете размера пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в сельской местности 30 лет. При этом не включен в стаж работы в сельском хозяйстве период трудовой деятельности Дурымановой Н.И. в должности пекаря с 20 октября 1999 года по 27 апреля 2002 года (2года 6 месяцев 8 дней), в должности фаршесоставителя, укладчика мясопродуктов в банки с 28 апреля 2002 года по 06 ноября 2018 года (16 лет 6 месяцев 9 дней) в АО "Пермский свинокомплекс". Стаж работы истца в сельском хозяйстве определен продолжительностью 16 лет 02 месяца 21 день.
Из трудовой книжки Дурымановой Н.И. судом установлено, что 28 июля 1983 года она принята в совхоз "Пермский" оператором-животноводом в цех воспроизводства. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 280-р от 07 февраля 2001 года, МСХ РФ N 12-р от 16 февраля 2001 года государственное предприятие совхоз "Пермский" переименовано в ФГУП "Пермский свинокомплекс". 20 октября 1999 года истец переведена в пекарню предприятия. С 28 апреля 2002 года переведена в цех переработки фаршесоставителем, 03 сентября 2003 года переведена укладчиком мясопродуктов в банки, 12 октября 2004 года переведена в цех переработки фаршесоставителем, 09 октября 2015 года принята на участок консервный цеха переработки составителем фарша.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Дурымановой Н.И, суд первой инстанции исходил из недоказанности занятости истца в спорные периоды на работах, предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, также исходил из того, что без учета спорных периодов стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет менее требуемых 30 лет для перерасчета размера пенсии.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о признании незаконным решения пенсионного органа от 07 июня 2019 года за N 326850/19 об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и в перерасчете размера пенсии Дурымановой Н.И, возложении на ответчика обязанности включить период работы Дурымановой Н.И. в должности фаршесоставителя, укладчика мясопродуктов в банки в цехе переработки АО "Пермский свинокомплекс" с 24 августа 2002 года по 06 ноября 2018 года в стаж работы в сельском хозяйстве, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона, поскольку работа Дурымановой Н.И. в указанные периоды проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, в связи с чем дает основания для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции также указал, что из Положения о цехе переработки АО "Пермский свинокомплекс", следует, что цех переработки являлся структурным подразделением сельскохозяйственной организации в области свиноводства (сельскохозяйственного товаропроизводителя), данный цех занимается переработкой товаров животноводства (свинопоголовья) и поэтому является структурным подразделением животноводческого направления организации. Животноводство (свиноводство) включает в себя деятельность по выращиванию, разведению, переработке и консервированию мяса и мясной пищевой продукции, основным видом деятельности АО "Пермский свинокомплекс" является сельское хозяйство.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрен раздел "Животноводство" (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В данном разделе предусмотрен ряд профессий, в том числе рабочие всех наименований, занятые животноводством.
Из системного толкования данных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что юридически значимыми по делу обстоятельствами являются: наличие либо отсутствие постоянной занятости истца на работах, предусмотренных указанным Списком N 1440, а именно: занятость на работах, отнесенных данным Списком к животноводству, наличие либо отсутствие стажа работы не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Между тем в нарушение приведенных норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона, поскольку работа Дурымановой Н.И. в указанные периоды проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, в связи с чем дает основания для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, сами обстоятельства, связанные с занятостью истца на работах, предусмотренных указанным Списком N 1440, отнесенных данным Списком к животноводству в спорные периоды работы в должностях фаршесоставителя, укладчика мясопродуктов в банки в цехе переработки свинокомплекса не выяснил, в нарушение положений статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценку доводам пенсионного органа, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу Дурымановой Н.И. о том, что работа в цехе переработки не связана с непосредственной занятостью в производствах животноводства, в Списке N 1440 отсутствует, относится к производству пищевой продукции.
Судом апелляционной инстанции в достаточной мере не дана оценка трудовой функции истца с учетом квалификационных характеристик ее должностей, предусмотренных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) от 19 июля 1983 года и от 05 марта 2004 года, в которых должности истца не предусмотрены в разделе "работы и профессии рабочих в животноводстве", профессия "составитель фарша" предусмотрена в ЕТКС от 05 марта 2004 года в разделе "Производство мясных продуктов".
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2020 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.