Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Сафронова М.В., судей Шведко Н.В., Конкина М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-426/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" к Долгополову Александру Викторовичу о взыскании задолженности, и по встречному иску Долгополова Александра Викторовича к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" о взыскании неосновательного обогащения
по кассационной жалобе ответчика Долгополова Александра Викторовича на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сафронова М.В, объяснения представителя Долгополова А.В. - Дунина А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" обратилось с иском к Долгополову А.В. о взыскании задолженности по оплате услуг газоснабжения.
В обоснование требований указало, что является поставщиком газа и производит его подачу через присоединенную сеть на газо-потребляющее оборудование Долгополова А.В, установленное в домовладении по адресу: "данные изъяты" Очередная поверка в органах государственной метрологической службы должна была быть проведена не позднее 19 сентября 2018 года, однако Долгополов А.В. до настоящего времени поверку прибора учета газа не произвел, подача газа приостановлена 25 марта 2019 года. Таким образом, за период с 01 октября 2018 года до 25 марта 2019 года по лицевому счету ответчика были произведены начисления за потребленный природный газ, согласно действующим нормативам потребления газа. Сумма начислений составила 28 011, 10 рубль, которую ответчик добровольно не оплачивает. С учетом отмены судебного приказа, по которому с ответчика удержаны часть денежных средств, просил взыскать задолженность 2 673 рубля 13 копеек.
Долгополов А.В. обратился со встречным иском к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" о взыскании неосновательного обогащения в размере удержанных с него сумм.
В обоснование требований указал, что Долгополов А.В. ранее подавал заявление на приостановление начислений за коммунальные услуги на период отъезда на постоянное место жительства. С 2017 года такие заявления ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" не принимаются. Коммунальные услуги, в том числе поставку газа, Долгополов А.В. оплачивает по факту потребления, по абонентской книжке в период нахождения в отпуске в Краснодарском крае. Газ подключен в сентябре 2008 года, за последние годы и лето 2018 года уведомлений об истечение срока межповерочного интервала приборов учета газа Долгополову А.В. не поступало. Оплата за газ принята в ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" с августа по ноябрь месяц 2018 года включительно, с декабря 2018 года перестали принимать.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 июля 2020 года, взыскана с Долгополова А.В. в пользу истца задолженность по оплате услуг газоснабжения с 01 декабря 2018 года по 25 марта 2019 года в сумме 2 673, 13 рубля, стоимость работ по приостановлению подачи газа 120 рублей, судебные расходы 708, 51 рублей. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Долгополов А.В. просит отменить указанные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права. Указывает, что решением Славянского городского суда Краснодарского края от 13 ноября 2018 года удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" в отношении неопределенного круга лиц в части необоснованного включения в платежные документы начислений. Полагает, что судами необоснованно указанное решение было проигнорировано. Обращает внимание, что судами не дано оценки доказательствам, представленным Долгополовым А.В, полагает неверным расчет задолженности.
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще и своевременно. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит основания для отмены апелляционного определения в связи с нарушением норм материального права, приведших к принятию неправильного судебного акта.
Судами установлено, что ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" является поставщиком газа и производит его подачу через присоединенную сеть на газо-потребляющее оборудование Долгополова А.В, установленное в домовладении по адресу: "данные изъяты".
В принадлежащем ответчику доме установлена газовая плита, КС "Proterm". Учет потребляемого газа производится по прибору учета газа, межповерочный интервал оборудования составляет 10 лет.
Дата последней поверки 19 сентября 2008 года. Очередную поверку установленный в доме ответчика прибор учета газа не прошел.
Разрешая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" о взыскании задолженности, при этом суд исходил из того, что в период с 01 октября 2018 года по 25 марта 2019 года ввиду отсутствия данных о поверке установленного в принадлежащем ответчику домовладении прибора учета газа, истцом начисление платы за газ правомерно производилось по нормативам потребления. В отсутствие доказательств оплаты оставшейся части долга, суд принял во внимание расчет истца по первоначальному иску.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Выводы суда первой инстанции в части необходимости расчета задолженности, исходя из установленного норматива потребления, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 и абзацем 1 статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
На основании подпункта "а" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") абонент обязан: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Согласно подпункту "в" пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении (в том числе): срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Установив, что дата последней поверки прибора учета газа истекла 19 сентября 2008 года, суды обоснованно определили задолженность исходя из норматива потребления.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в данном случае должен быть применен пункт 30 Правил N 549, проверялись судом апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Пунктом 30 Правил N 549 установлено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Приведенное положение действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, одновременно утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах "а" - "в" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.
Согласно разъяснениям в письме Минрегиона России от 28 мая 2012 года N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354", в случае, если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
По настоящему делу судами установлено, что срок поверки прибора учета газа истек, демонтажа счетчика не имелось, соответственно определение потребленного газа уже не могло осуществляться по показаниям прибора учета газа. При таких обстоятельствах, учитывая, что истец был обязан произвести поверку прибора учета заблаговременно, правильным является определение объема потребленного газа по нормативам потребления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о преюдициальном значении решения Славянского городского суда Краснодарского края от 13 ноября 2018 года не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, поскольку были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что данное решение не имеет отношения к предмету настоящего спора, принято по иным обстоятельствам.
Вместе с тем, с выводами суда апелляционной инстанции об обоснованности представленных истцом расчетов задолженности судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться, доводы кассационной жалобы ответчика о том, что суды, взыскивая в пользу истца задолженность по нормативу потребления, не установили количество лиц, проживающих в доме, где имеется газовое оборудование, заслуживают внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 195 названного кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 67 и частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, результаты оценки доказательств, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. В силу абзаца второго части 2 статьи 327 этого же кодекса данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Между тем указанные требования судами не соблюдены в полной мере.
Истец в иске произвел расчет задолженности, исходя из трех проживающих в доме лиц. Ответчик утверждал, и, в том числе, в апелляционной жалобе, указывал, что постоянно проживает с семьей в другом субъекте Российской Федерации, а в доме бывает только периодически летом, в доме никто не проживает, и расчет, исходя из трех человек, не является обоснованным (л.д.251).
Судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции, расчета задолженности в решении не приведено.
Указывая на количество трех проживающих в доме человек, суд первой инстанции не привел в решении мотивы и доказательства, на основании которых пришел к таким выводам.
Оставляя решение без изменения в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что не проживание семьи Долгополова А.В. в принадлежащем ему доме не является основанием для освобождения его от оплаты задолженности.
Однако судами не учтено, что согласно Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормой потребления газа является, в частности, среднемесячный объем потребления газа в целях приготовления пищи и нагрева воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в расчете на 1 человека в месяц (пункт 32, подпункт "а" пункта 34). Так, при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления (подпункт "а" пункта 35 Правил).
В силу подпункта "в" пункта 8 вышеуказанных Правил, оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения о количестве лиц, проживающих в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить. К оферте прилагаются документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов (подпункт "е" пункта 9 Правил).
Поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора, а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается (пункт 4 Правил).
Абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан (подпункт "е" пункта 21 Правил).
Таким образом, объем потребленного абонентом газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, рассчитывается, в том числе, и исходя из количества граждан, проживающих в нем.
Судами не дано какой либо оценки представленному истцом заявлению ответчика от 14 августа 2017 года с просьбой не производить начисления за газ в связи с тем, что все граждане, проживающие в доме, будут отсутствовать по этому месту жительства более месяца, в период с 01 мая 2017 года по 01 августа 2018 года (л.д.156). Также не дано какой-либо оценки акту проверки достоверности учета потребляемого газа, составленному истцом 22 июня 2018 года, о том, что домовладение не является жилым, со слов соседей собственник появляется редко, проживает в ином регионе.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в редакции, действовавшей на момент расчетного периода, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В данной формуле учитывается количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 56 (1) данных Правил, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
В силу пункта 56(2) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с пунктом 58 правил, количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Таким образом, для правильного расчета размера платы за коммунальную услугу по поставке газа судам следовало определить юридически значимые обстоятельства по делу, которыми являются: количество лиц, зарегистрированных в доме по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания в расчетный период, а при их отсутствии количество собственников дома, а также количество временно проживающих в доме лиц, установленных соответствующим актом исполнителя коммунальной услуги.
Однако данные обстоятельства судами не установлены, что привело к вынесению неправильных судебных актов.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными, и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, исследовать все доказательства по делу в совокупности, правильно определить количество лиц, исходя из которого, следует рассчитывать задолженность по плате за коммунальную услугу, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 июля 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.