Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н.
при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-96/2020 по административному исковому заявлению Вяткина Анатолия Николаевича к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 21 апреля 2020 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Вяткин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, по состоянию на 1 января 2016 года, равной рыночной, в отношении административного здания с кадастровым номером N, площадью 2567, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 57 242 141 руб.
В обоснование административного иска указано на то, что ФИО1 названный объект недвижимости принадлежит на праве общей долевой собственности и он заинтересован в уменьшении налоговых платежей, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости нежилого здания, утвержденной в размере 159 011 681, 64 руб, значительно превышающей рыночную стоимость. В подтверждение рыночной стоимости нежилого здания представлен отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N-О.
Решением Тамбовского областного суда от 21 апреля 2020 года постановлено установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость здания в размере 77 155 087 руб. С Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в пользу ФБУ "Тамбовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" взысканы расходы на производство судебной экспертизы в размере 33 645 руб.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области подана апелляционная жалоба об отмене решения суда, как не соответствующего требованиям закона.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены.
С учетом положений статей 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришел к правильному выводу о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости спорного здания.
Установлено, что административный истец является сособственником административного здания с кадастровым номером N, площадью 2567, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что названное здание вошло в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2016 года была утверждена приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 7 ноября 2016 года N611 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тамбовской области". Кадастровая стоимость здания согласно указанного выше нормативного правового акта по состоянию на 01 января 2016 г. утверждена в размере 159 011 681, 64 руб.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Административный истец, оспаривая установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, предоставил указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости, согласно которому рыночная стоимость здания по состоянию на 1 января 2016 года составила 57 242 141 руб.
С целью правильного и всестороннего рассмотрения дела в пределах установленных юридически значимых обстоятельств, учитывая возражения Комитета по управлению имуществом Тамбовской области относительно представленного отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости и наличием у суда сомнений о соответствии названного отчета требованиям оценочного законодательства, определением суда от 5 декабря 2019 года была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ "Тамбовская лаборатория судебной экспертизы" Шишкову А.В.
Разрешая административный спор и устанавливая кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости, суд первой инстанции основывался на заключении судебной оценочной экспертизы N03591/4-4-19 от 13.03.2020 г, в котором экспертом Шишковым А.В. был сделан вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта по состоянию на 1 января 2016 года в размере 77 155 087 руб.
С данной рыночной стоимостью названного объекта исследования для ее использования в качестве кадастровой судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Так, согласно представленному в административное дело заключению судебной оценочной экспертизы N03591/4-4-19, исследовательская часть заключения действительно содержит информацию об объекте оценки, вопрос о рыночной стоимости которого перед экспертом был поставлен судом.
В то же время, экспертом в своих выводах определена итоговая рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 3181, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", N, по состоянию на 1 января 2016 года в размере 77 155 087 руб.
В заключении эксперта также содержатся приложения в виде таблиц, содержащие расчет стоимости сравнительным и доходным подходом, исходя из характеристик названного нежилого помещения, а не спорного административного здания.
Таким образом, экспертом сделан вывод о рыночной стоимости в отношении другого объекта недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, судебная коллегия сочла необходимым назначить по делу дополнительную судебную оценочную экспертизу, поручив ее проведение тому же эксперту, который проводил первоначальную экспертизу, поставив перед экспертом вопрос о том, какова рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2016 года.
По заключению дополнительной экспертизы от 21 сентября 2020 года N02111/4-4-20 рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года составляла 76 920 053 руб.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав заключение дополнительной судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, считает необходимым определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении дополнительной судебной оценочной экспертизы.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта является иной, чем отражено в приведенном заключении эксперта, Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по правилам статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
При этом ссылки представителя Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принятого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методами проведения, в связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимого имущества, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таком положении обжалуемое судебное постановление подлежит изменению в части установленного размера кадастровой стоимости спорного объекта равной его рыночной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тамбовского областного суда от 21 апреля 2020 года изменить.
Установить в отношении здания с кадастровым номером N, площадью 2567, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровую стоимость, равную рыночной, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 76 920 053 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.