Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и Селиверстовой И.В, при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-56/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоталицкие тепловые сети" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13 декабря 2019 года N56-т/30 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, производственных программ в сфере горячего водоснабжения для ООО "Новоталицкие тепловые сети" (Ивановский район) на 2019 год", по апелляционной жалобе ООО "Новоталицкие тепловые сети" на решение Ивановского областного суда от 17 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя административного истца Живова А.А, поддержавшего жалобу, объяснения представителей административного ответчика Карики О.Н, Турбачкиной Е.В, возражавших по жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) от 13 декабря 2019 года N56-т/30 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, производственных программ в сфере горячего водоснабжения для ООО "Новоталицкие тепловые сети" (Ивановский район) на 2019 год" (далее - Постановление N 56-т/30) в Приложении 1 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность) для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Новоталицкие тепловые сети" (далее - ООО "Новоталицкие тепловые сети", ООО "НТС") на 2019 год на период с 13 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2678, 68 руб./Гкал, без НДС.
ООО "Новоталицкие тепловые сети" обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просило признать недействующим Постановление N 56-т/30 в части тарифа, установленного в приложении N 1 к данному Постановлению.
Административный иск мотивирован тем, что ООО "Новоталицкие тепловые сети" является теплоснабжающей организацией на территории с. Ново-Талицы Ивановского муниципального района Ивановской области. Общество полагает, что установленный для него тариф является экономически необоснованным, поскольку административным ответчиком неверно определен объем полезного отпуска тепловой энергии. В частности, при наличии актуализированной схемы теплоснабжения Департамент незаконно определилобъем полезного отпуска расчетным путем. Кроме того, регулирующий орган необоснованно исключил из состава необходимой валовой выручки расходы на амортизацию в отношении когенерационной установки KГУ PETRA 380 CGC. Необоснованное занижение тарифа нарушает права и законные интересы административного истца, противоречит п.п. 22, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г. N 1075.
Решением Ивановского областного суда от 17 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "НТС" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводится довод о некорректном определении Департаментом объема полезного отпуска, выполненного с нарушением Основ ценообразования, который судом первой инстанции был неправомерно отвергнут, как несостоятельный.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, а также Департаментом представлены письменные возражения.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктами 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановление N 56-т/30 принято Департаментом в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
ООО "НТС" является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги потребителям в сфере теплоснабжения, в частности производство, передачу и сбыт тепловой энергии, тем самым его деятельность подлежит государственному регулированию.
Для осуществления регулируемой деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области ООО "НТС" использовало имущество и объекты коммунальной инфраструктуры на основании договоров аренды б/н от 1 сентября 2019 года и N4 от 30 сентября 2019 года.
30 сентября 2019 года ООО "НТС" обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с предложением рассмотреть представленные материалы и установить одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2019 год.
В соответствии с пунктами 12, 28 Правил регулирования административным ответчиком открыто тарифное дело, проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов) в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, о чем составлено экспертное заключение.
Результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении от 13 декабря 2019 года.
Оспариваемые тарифы в сфере теплоснабжения установлены административным ответчиком по предложению регулируемой организации методом экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 8 Методических указаний, расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.
В силу пункта 9 Методических указаний, при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.
Таким образом, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры схемы теплоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, договоры поставки тепловой энергии, оказания услуг, заключенные между регулируемой организацией и потребителями с учетом данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация (ее правопредшественник).
Как следует из материалов дела, административным истцом заявлен объем полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год в размере 28017 Гкал.
В подтверждение заявленного объема ООО "НТС" ссылалось на Схему теплоснабжения Новоталицкого сельского поселения, утвержденную постановлением Главы Ивановского муниципального района Ивановской области N 52 от 27.06.2019 года, где в таблице 20 части 10 Главы 1 установлен упомянутый прогнозный показатель.
Вместе с тем, согласно экспертному заключению, годовой объем полезного отпуска на коллекторах источника теплоснабжения определен Департаментом в размере 42513, 7 Гкал. С учетом нормативных потерь (9004, 1 Гкал) сторонний полезный отпуск тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения потребителей учтен в размере 33509, 64 Гкал, который рассчитан на уровне среднегодового фактического потребления за три предыдущих года в указанной системе теплоснабжения (2016-2018).
Проверяя доводы ООО "НТС" в части неверного определения Департаментом расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по смыслу пунктов 36-38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N154, названная выше Схема теплоснабжения не могла быть использована Департаментом для определения объема полезного отпуска для расчета тарифа на 2019 год, поскольку содержала актуализированные сведения на 2020 год.
Учитывая изложенное данная Схема теплоснабжения, вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы, может являться источником информации об объеме полезного отпуска только при расчете тарифа на 2020 год.
В свою очередь, суд первой инстанции установил, что актуализированная Схема теплоснабжения на 2019 год была утверждена постановлением Главы Ивановского муниципального района от 12 апреля 2018 года N 51, которая не содержала плановых объемов полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год, а потому также не подлежала применению, что не оспаривается и в апелляционной жалобе.
Подлежит отклонению, как не имеющий правового значения и довод жалобы о том, что рассчитанный для ООО "НТС" объем полезного отпуска не соответствует тарифному предложению правопредшественника на 2019 год (ООО "РК N2), содержащего тот же показатель, поскольку расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, как указывалось выше, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при расчете показателя объема полезного отпуска Департаментом использованы сведения статистической отчетности 46-ТЭ предыдущих регулируемых организаций за 2016 год (АО "ИвГТЭС" - 27664 Гкал), за 2018 год (ООО "РК-2" - 35507, 06 Гкал); данные, предоставленные вышеуказанными теплоснабжающими организациями за 2017 год (АО "ИвГТЭС" с 1 января по 31 июля 2017 года - 23206, 92Гкал; ООО "РК-2" с 1 августа по 31 декабря 2017 года - 14150, 944 Гкал), а также имеющиеся в распоряжении регулятора сведения из материалов тарифных дел упомянутых организаций.
Учитывая изложенное, оспариваемое Постановление N 56-т/30 соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского областного суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новоталицкие тепловые сети" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.