Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В.
судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н.
при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-51/2020 по административному исковому заявлению Суровегина Виталия Алексеевича о признании недействующими со дня принятия Правил землепользования и застройки города Киржач Киржачского района Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов города Киржач Киржачского района Владимирской области от 27 февраля 2018 года N 37/272 по апелляционной жалобе Суровегина В.А. на решение Владимирского областного суда от 30 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения административного истца Суровегина В.А, поддержавшего жалобу, представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Киржач Киржачского района Владимирской области и заинтересованного лица администрации города Киржач Киржачского района Корогодиной В.В, возражавшей по жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным, установила:
решением Совета народных депутатов города Киржач Киржачского района Владимирской области от 27 февраля 2018 года N 37/272 утверждены Правила землепользования и застройки города Киржач Киржачского района Владимирской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Суровегин В.А. обратился в суд с административным иском о признании не действующими указанных Правил землепользования и застройки.
В обоснование административного иска указано на то, что администрацией города Киржач, со ссылкой на оспариваемые Правила землепользования и застройки, Суровегину В.А. отказано в формировании земельного участка в целях перераспределения по адресу: г.Киржач, ул.Б.Московская, д.3 по причине нахождения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Р-2 "зона лугов", установление которой, по мнению административного истца, противоречит Генеральному плану города Киржач. Кроме этого считает, что Правила землепользования и застройки приняты с существенными нарушениями процедуры, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Решением Владимирского областного суда от 30 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе, с учетом поступивших к ней дополнений, административный истец просит отменить решение суда, как не соответствующее требованиям закона, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов стороной административного ответчика и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Административный ответчик глава г.Киржач Киржачского района Владимирской области, заинтересованные лица Управление Росреестра по Владимирской области, ФГБУ "ФКП Росрестра" в лице филиала по Владимирской области, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8, и части 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правила землепользования и застройки городского поселения утверждаются представительным органом местного самоуправления городского поселения.
Город Киржач Киржачского района Владимирской области является муниципальным образованием со статусом городского поселения (статья 3 Устава муниципального образования город Киржач Киржач Киржачского района Владимирской области, утвержденного решением Совета народных депутатов города Киржач 29.08.2016 N 17/119 (т.2 л.д.36-78).
Утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям Совета народных депутатов города Киржач города Киржач (статья 25 Устава города Киржач).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в печатном издании (газете) "Красное знамя" от 13 марта 2018 года N 16, размещен на официальном сайте администрации в сети Интернет adm@gorodkirshach.ru для всеобщего ознакомления (т.2 л.д.118-120, т.3 л.д.46-48, т.4 л.д.125-135).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила землепользования и застройки приняты Советом народных депутатов города Киржач в пределах полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления действующим законодательством, в установленной форме и официально опубликованы.
Выводы суда в указанной части подробно мотивированы, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение комиссией общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что информация о содержании проекта Правил до проведения публичных слушаний доведена до населения г.Киржач путем его надлежащего опубликования, а также организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов.
Принятые главой администрации города Киржач последовательные решения, направленные на подготовку проекта Правил землепользования и застройки, проверке проекта на соответствие документам территориального планирования, проведение публичных слушаний, согласуются с предписаниями статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
16 февраля 2018 года состоялись публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки, в ходе которых составлен протокол от 16 февраля 2018 года, из которого следует, что публичные слушания проведены комиссией из 5 человек (Мошкова М.Н, Сухарева Т.А, Губарева С.Н, Опальченко Т.В, Тюленев В.Г.), на публичных слушаниях присутствовало 23 человека, по итогам голосования "за" утверждение проекта проголосовали - 22 человека, "против" -1 человек (т.2 л.д.25-26).
Оценив указанный протокол с точки зрения единства его формы и содержания, приняв во внимание количество граждан, участвующих в обсуждении проекта Правил землепользования и застройки, суд обоснованно признал его допустимым доказательством, достоверно отражающим как состав комиссии, так и действительные обстоятельства проведения публичных слушаний 16 февраля 2018 года.
По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 16 февраля 2018 года N 01, которое в тот же день размещено на сайте администрации в сети Интернет (т.2 л.д.27, 30-31), а также 20 февраля 2018 года официально опубликовано в газете "Красное знамя" N 12 (т.2 л.д.29).
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Судом принято во внимание, что административный истец Суровегин В.А. лично принимал участие в публичных слушаниях, в связи с чем, оснований полагать нарушенными его права данной стадией принятия нормативного правового акта не имеется.
В этой связи судебная коллегия считает, что приведенная позиция суда применительно к соблюдению установленной законом процедуры принятия Правил землепользования и застройки основана на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждена имеющимися в деле доказательствами.
По делу установлено, что Суровегину В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 33:02:010221:19, площадью 755 кв.м, имеющий вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: г.Киржач, ул.Б.Московская, д.3 (т.1 л.д.47).
25 января 2016 года Суровегин В.А. обратился в администрацию г.Киржач с заявлением по вопросу перераспределения земельного участка по адресу: г.Киржач, ул.Б.Московская, д.3, с целью приобретения в собственность земельного участка площадью 250 кв.м, в чем ему было отказано по причине нахождения испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Р-2 "зона лугов".
Оспаривая Правила землепользования и застройки, Суровегин В.А. ссылался на его несоответствие Генеральному плану города Киржач, в соответствии с которым данный земельный участок отнесен к функциональной зоне "природных комплексов и устойчивых ландшафтов", которая, как полагает административный истец, не относится к рекреационным зонам. Истец считает, что на испрашиваемой территории подлежит установлению территориальная зона, предусматривающая жилищное строительство для обеспечения прохода и проезда к принадлежащим ему земельным участкам.
По делу установлено, что в соответствии с Приложением N1 ("Виды зон по характеру обустройства территории") к Правилам землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером 33:02:010221:19 полностью относится к территориальной зоне Ж-3 "зона индивидуального жилищного строительства".
В свою очередь, испрашиваемый административным истцом земельный участок в соответствии с вышеуказанными Правилами землепользования и застройки относится к территориальной зоне Р-2 "зона лугов" (т.2 л.д.244, т.8 л.д.103).
Судебной коллегией исследован Генеральный план г.Киржач (опорный план), утвержденный решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 28 августа 2009 N 58/846 и установлено, что поименованная в Генеральном плане зона "природных комплексов и устойчивых ландшафтов" является обобщенным названием для трех самостоятельных функциональных зон, а именно, зоны "лесов", зоны "кустарников" и зоны "лугов" (светло-зеленый цвет).
Из имеющейся в материалах настоящего административного дела выкопировки из Генерального плана города Киржач (схемы использования территории (опорный план) с достоверностью следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в функциональной зоне "луга" (т.3 л.д.5).
Факт нахождения испрашиваемого Суровегиным В.А. земельного участка в соответствии с Генеральным планом г.Киржач в функциональной зоне "луга" установлен вступившим в законную силу решением Владимирского областного суда от 25 декабря 2017 года по делу N 3а-593/2017 (т.3 л.д.52, оборот).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, к которым, как указывалось выше, относится и генеральный план городского округа.
Учитывая изложенное, у представительного органа местного самоуправления, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имелось правовых оснований для принятия иного градостроительного решения в отношении спорной территории.
Материалами дела также подтверждается, что на испрашиваемой административным истцом территории администрацией г.Киржач в настоящее время сформирован и поставлен на кадастровый учет 14 апреля 2020 года самостоятельный земельный участок с кадастровым номером 33:02:010221:240, площадью 547 кв.м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования, с присвоением адреса: г.Киржач, ул.Б.Москвская, д.1В.
Земельные участки с кадастровыми номерами 33:02:010221:19 и 33:02:010221:240 являются смежными (т.8 л.д.101-103).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что Правила землепользования и застройки приняты с соблюдением установленной законодательством процедуры, не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают прав административного истца.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Владимирского областного суда от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Суровегина Виталия Алексеевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.