Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н, при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-300/2020 по административному исковому заявлению Сухинина Александра Анатольевича к департаменту по государственному регулированию тарифов Воронежской области о признании недействующим приказа от 20 декабря 2019 года N 56/27 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" на территории городского округа город Борисоглебск, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Борисоглебский межмуниципальный кластер), на 2020 год"
по апелляционной жалобе Сухинина Александра Анатольевича на решение Воронежского областного суда от 23 июля 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, пояснения представителя административного истца Сиволдаева И.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (правопреемником которого в силу пункта 1.5 постановления правительства Воронежской областиот 31 марта 2020 года N 283 является департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области) от 20 декабря 2019 года N 56/27 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - ГУП ВО "Облкоммунсервис") на территории городского округа город Борисоглебск, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Борисоглебский межмуниципальный кластер), на 2020 год (далее - Приказ N 56/27).
21 декабря 2019 года приказ опубликован в информационной системе "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.govvrn.ru), номер опубликования 3606201917763.
Сухинин А.А, проживающий в городе Борисоглебске Воронежской области, оплачивающий коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании с 1 января 2020 года недействующим названного приказа, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения в части установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Борисоглебского межмуниципального кластера.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области утвердил завышенный тариф, нарушив распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года N 2556-р, которым были утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации, где для Воронежской области установлен индекс изменения 4 процента.
Решением Воронежского областного суда от 23 июля 2020 года, с учетом определения суда от 14 сентября 2020 года об исправлении допущенной описки, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сухининым А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, вынесенного с неправильным применением судом норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы административный истец сослался на обстоятельства, изложенные ранее в административном исковом заявлении.
Относительно указанных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области, ГУП ВО "Облкоммунсервис" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.
В соответствии со статьей 6 названного Закона предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Воронежской области от 31 марта 2020 года N 283 (далее - Положение), департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области является органом исполнительной власти Воронежской области в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункты 1.5, 3.1.3.19, 3.1.55 Положения).
Приказом N 56/27 утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Борисоглебского межмуниципального кластера на 2020 год для ГУП ВО "Облкоммунсервис".
С учетом Приказа N 56/27 на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года для всех категорий потребителей предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен в размере 566, 30 руб./м3 (без НДС), на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 569, 15 руб./м3 (без НДС).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликован. Выводы суда первой инстанции в данной части являются правильными и участвующими в деле лицами не оспариваются.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Сухинин А.А. указал, что Приказ N 56/27 противоречит распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года N 2556-р, которым были утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации, где для Воронежской области установлен индекс изменения 4 процента. По мнению административного истца, предельные тарифы на услуги регионального оператора, установленные оспариваемым постановлением в размере 108, 07 рублей за человека, необоснованно завышены и не могут превышать с учетом индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги 65, 52 рубля за человека.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22 ноября 2019 года N 289 ГУП ВО "Облкоммунсервис" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
29 ноября 2019 года между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области и ГУП ВО "Облкоммунсервис" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности - Борисоглебский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий кластер).
На основании заявки ГУП ВО "Облкоммунсервис" от 9 декабря 2019 года открыто дело об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами методом экономически обоснованных расходов, поскольку ранее в отношении регулируемой организации не осуществлялось государственное регулирование тарифов, что соответствует положениям пунктов 19, 20, 28 Основ ценообразования.
В заявлении предприятия были предложены к установлению тарифы в размере на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 652, 54 руб./м3, на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 780, 65 руб./м3.
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.
Судом была проверена экономическая обоснованность включения в необходимую валовую выручку расходов регулируемой организации, а также порядок определения объема (массы) твердых коммунальных отходов.
Так, объем твердых коммунальных отходов был учтен в размере 739.71 тыс. куб.м. на основании данных о количестве образующихся ТКО в 2020 году, приведенных в территориальной схеме обращения с отходами на территории Воронежской области, утвержденной приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26 августа 2016 года N 356. Поскольку тариф регионального оператора рассчитывается в кубических метрах, экспертами для перевода массы ТКО в объемные показатели был применен переводной коэффициент 0, 165 тн/куб.м.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов при установлении тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов (затрат), в том числе производственных и административных расходов.
Оценивая обоснованность включения в необходимую валовую выручку расходов ГУП ВО "Облкоммунсервис", суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие сформированных по результатам торгов цен расчет расходов может быть произведен с использованием сведений о расходах сторонних организаций на оказываемые услуги. В целях определения экономической обоснованности заявленных расходов на сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов, экспертная группа тарифного органа проанализировала предложения выполняемых сторонними организациями и индивидуальным предпринимателем услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Судом включение в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов сторонних организаций на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов признано не противоречащим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, экспертами были проанализированы представленные калькуляции в части обоснованности примененных при расчете нормативов расхода топлива, расходов на заработную плату, расходов на обязательное страхование, лизинговые платежи, амортизационные отчисления, в том числе документы, подтверждающие наличие у лиц, оказывающих услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных оотходов, специального транспорта и работников.
Из расходов были исключены затраты на добровольное страхование транспортных средств, проценты за кредит, расходы, не подтвержденные первичными документами.
При этом полученный таким способом и включенный в необходимую валовую выручку размер расходов на сбор и транспортирование был ниже предложения регулируемой организации на 46 953, 03 тыс. руб, что к завышению тарифа не привело.
Кроме того, при распределении расходов было учтено, что предприятие оказывает услуги регионального оператора и по другим межмуниципальным кластерам. В связи с чем административные расходы также признаны экономически обоснованными, подтверждены документально и учтены органом регулирования в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в объеме, необходимом для осуществления региональным оператором деятельности в Борисоглебском межмуниципальном кластере.
Судом первой инстанции было отмечено низкое качество представленного ГУП ВО "Облкоммунсервис" в регулирующий орган предложения об установлении тарифа, поскольку в нем содержится значительное количество документов, относящихся к зоне деятельности регионального оператора ГУП ВО "Облкоммунсервис" в иных межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластерах на основании приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и экономики Воронежской области от 22 ноября 2019 года N 289. В то же время данное обстоятельство экспертами тарифного органа было учтено и не повлекло за собой включение в необходимую валовую выручку необоснованных расходов, связанных с деятельностью регионального оператора в других межмуниципальных кластерах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый Приказ N 56/27 не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Доводы административного истца относительно экономически необоснованного тарифа сводятся фактически к несогласию с его размером, который, по мнению административного истца, является завышенным. Вместе с тем тарифы для ГУП ВО "Облкоммунсервис" установлены с учетом требований Закона об отходах производства и потребления, Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний в экономически обоснованном размере и обеспечивает осуществление бесперебойного функционирования системы обращения с коммунальными отходами на территории Борисоглебского межмуниципального кластера.
Указание административного истца о несоответствии оспариваемого приказа распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года N 2556-р судом отклонен как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации ФООФ РФN 2556-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Воронежской области на первое полугодие 2020 года определен в неизменном виде, на второе полугодие 2020 года установлен в размере 4%.
Предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а устанавливает ограничения роста платы граждан за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и применяется к совокупному платежу. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
При этом суд правильно отметил, что постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400, которым утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Основ при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
До 1 января 2020 года плата по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов не входила в состав платы за коммунальные услуги и не подлежала государственному регулированию, цена услуги определялась соглашением сторон.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступила с 1 января 2020 года в связи с заключением соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области.
Поскольку соглашение между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области и ГУП ВО "Облкоммунсервис" об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами заключено 29 ноября 2019 года, регулируемый вид деятельности на территории Воронежской области в Борисоглебском межмуниципальном кластере региональный оператор начал осуществлять с 1 января 2020 года.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен впервые для межмуниципального кластера, в состав которого включено несколько муниципальных образований, имеющих сложившиеся в каждом из них различия в сборе и транспортировании твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт положениям распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года N 2556-р не противоречит, так как отсутствует принцип неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Таким образом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухинина Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.