Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-74/2020 по кассационной жалобе административного истца Ленькова Александра Николаевича на решение Брянского гарнизонного военного суда от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 сентября 2020 г. по административному иску военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Ленькова А.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Брянск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений принятых по делу, объяснения административного истца Ленькова А.Н, его представителя Семкина А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы принятых по делу, Кассационный военный суд
установил:
согласно решению Брянского гарнизонного военного суда от 10 июня 2020 г, оставленному без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 3 сентября 2020 г, в удовлетворении вышеуказанного административного искового заявления отказано.
В поданной 26 октября 2020 г. кассационной жалобе административный истец просит отменить обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты судами с нарушением норм материального права, и удовлетворить его административный иск.
В обоснование Леньков, ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в постановлении от 21 декабря 2011 г. N 30-П, указывает на ошибочное толкование судами ч. 2 ст. 64 КАС РФ, вследствие которого выводы Брянского гарнизонного военного суда, изложенные в решениях от 3 февраля 2016 г. и от 29 мая 2019 г. об отсутствии об отсутствии у него права на обеспечение жилым помещением признаны имеющими преюдициальное значение.
Обосновывая свою позицию, административный истец указывает на изменение судебной практики по вопросам повторного обеспечения военнослужащих жилым помещением в случае изменения состава его семьи, при условии обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В ходе рассмотрения данного административного дела судами было установлено, что Брянским гарнизонным военным судом ранее были рассмотрены два административных исковых заявления Ленькова об оспаривании решений административного ответчика, препятствующих обеспечению его жилым помещением от Министерства обороны РФ.
Согласно вступившему в законную силу решению Брянского гарнизонного военного суда от 3 февраля 2016 г. решение административного ответчика об отказе в принятии Морозова и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о снятии его с указанного учёта признаны законными.
Основанием для принятия этого решения послужило то, что Ленькову в 1999 г. в период прохождения военной службы администрацией Аннинского городского поселения Воронежской области было предоставлено в собственность жилое помещение общей площадью 22, 4 кв.м, расположенное по адресу: "АДРЕС", которым он распорядился по собственному усмотрению, в связи с чем не имеет право на повторное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ.
20 сентября 2018 г. Леньков был принят на жилищный учет с составом семьи... человека, с которого решением жилищного органа был снят 29 марта 2019 г.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Брянского гарнизонного военного суда от 29 мая 2019 г. решение жилищного органа о снятии Ленькова с жилищного учёта признано законным по основаниям, указанным в решении того же суда от 3 февраля 2016 г.
Как видно из содержания обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суды обеих инстанций, полагая факт обращения Ленькова в жилищный орган для постановки на жилищный учёт состоявшимся при тех же обстоятельствах, что и ранее, сослались на вышеуказанные решения Брянского гарнизонного военного суда и положения ч. 2 ст. 64 КАС РФ, указали что обстоятельства, которые лишают его права обеспечения жилым помещением по договору социального найма, не изменились, в связи с чем признали его требования необоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку суды, принимая обжалуемые судебные акты, нарушили нормы материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
По смыслу вышеприведённой нормы преюдициальное значение могут иметь только фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по рассмотренному ранее гражданскому или административному делу.
При этом данные положения не исключают различной правовой оценки таких обстоятельств и различного толкования применимых норм права, которые зависят от характера конкретного спора.
Из содержания обжалуемых судебных актов следует, что суды первой и второй инстанций, установив факт увеличения состава семьи Ленькова на день обращения его в жилищный орган с одного до... человек, не дали этому обстоятельству надлежащей оценки, несмотря на то, что это имело существенное значение для разрешения спорных правоотношений.
Положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действительно возлагают на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащему жилого помещения только один раз за все время военной службы, а распоряжение им ранее предоставленным жилым помещением само по себе не порождает у такого военнослужащего право на улучшение жилищных условий.
В то же время согласно абз. 16 п. 1 той же нормы военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
По делу установлено, что норма обеспеченности жилой площадью Ленькова после предоставления ему жилого помещения в посёлке "данные изъяты" Воронежской области на состав семьи 1 человек составила 22, 4 кв. м, а после заключения брака и рождения... детей эта норма на каждого члена семьи снизилась до 5, 6 кв. м, то есть менее учётной нормы, установленной в г. Балашихе Московской области, в размере 9 кв. м.
Согласно п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При таких обстоятельствах Леньков имел право поставить вопрос о постановке его вместе с проживающими с ним членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Балашихе.
То обстоятельство, что административный истец распорядился ранее предоставленным ему жилым помещением не свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий, поскольку на основании ч. 7, 8 ст. 57 ЖК РФ, площадь ранее предоставленного Ленькову жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения.
Поскольку при правильно установленных обстоятельствах дела не были применены нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного дела, то обжалуемые решения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС РФ подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Ленькова.
Руководствуясь ст. 177, 328, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
кассационную жалобу административного истца Ленькова Александра Николаевича - удовлетворить.
Решение Брянского гарнизонного военного суда от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 сентября 2020 г. по административному делу Ленькова Александра Николаевича отменить и принять по делу новое решение, которым административным иск Ленькова А.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Брянск) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ" от 18 марта 2020 г. об отказе в признании Ленькова А.Н. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо отменить его.
Обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии Ленькова А.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 319 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 14 декабря 2020 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.