Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Каспийский рыбный промысел" Карлина В.В. на вступившие в законную силу постановление временно исполняющего должность дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 30 октября 2019 года, решение временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 19 ноября 2019 года, решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 21 января 2020 года, решение судьи Астраханского областного суда от 28 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Каспийский рыбный промысел", установил:
постановлением временно исполняющего должность дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 30 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 19 ноября 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 21 января 2020 года указанное решение оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 28 февраля 2020 года решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 21 января 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции генеральный директор ООО "Каспийский рыбный промысел" Карлина В.В. просит указанные процессуальные акты изменить, полагая возможным замену административного штрафа на предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Каспийский рыбный промысел" к административной ответственности) нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
На основании абзаца 4 пункта 9.1 Правил рыболовства для Волжско- Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 18 ноября 2014 года N 453 юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью или подписью и печатью капитана, или лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны храниться в течение года на борту судна или в рыбодобывающей организации.
Как видно из материалов дела, работник ООО "Каспийский рыбный промысел" звеньевой ФИО4, осуществляя промышленное рыболовство на основании разрешения на добычу водных биоресурсов от 1 апреля 2019 года N 30/2019 014629, не вел документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность. В промысловом журнале N 30/2019 014629/318.7 от 9 апреля 2019 года отсутствуют записи за 14 апреля, 17 апреля, 20 апреля, 8 мая, 4 июня, 5 июня 2019 года. Указанное лицо постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Лиманского района Астраханской области от 27 июня 2019 года привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган и суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что ООО "Каспийский рыбный промысел" не организовало надлежащим образом производственную деятельность работника, не обеспечило действенный контроль за соблюдением производственной дисциплины, не приняло должных мер к выполнению действующего законодательства по вопросам деятельности предприятия, не приняло необходимые меры для предотвращения и устранения случаев нарушений закона, допустив нарушение абзаца 4 пункта 9.1 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ООО "Каспийский рыбный промысел" административного правонарушения подтверждается материалами дела, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, административный орган и судьи нижестоящих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 указанного Кодекса являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 этого Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1).
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
ООО "Каспийский рыбный промысел" 1 августа 2016 года включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о чем в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеются общедоступные сведения.
Часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Дело об административном правонарушении не содержат сведений о том, что юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций пришли к ошибочному выводу об отсутствии совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в данном случае положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины общества будут достигнуты предупредительные цели административного производства, содержащиеся в части 1 статьи 3.1 поименованного Кодекса.
Учитывая изложенное, судья кассационной инстанции считает постановление административного органа и судебные решения подлежащими изменению в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
решил:
постановление временно исполняющего должность дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 30 октября 2019 года, решение временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 19 ноября 2019 года, решение судьи Икрянинского районного суда Астраханской области от 21 января 2020 года, решение судьи Астраханского областного суда от 28 февраля 2020 года изменить.
ООО "Каспийский рыбный промысел" ИНН 3015057990 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.