Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по доверенности Султаняна В.М. на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по Северо-Кавказской железной дороге от 29 ноября 2019 года, решение судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 21 января 2020 года, решение судьи Ростовского областного суда от 11 марта 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по Северо-Кавказской железной дороге от 29 ноября 2019 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 21 января 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Ростовского областного суда от 11 марта 2020 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" просит акты, вынесенные по делу об административном правонарушении, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В случае отказа в удовлетворении указанных требований, заменить административное наказание на устное замечание или предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу части 1 статьи 39 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 3.1.6 Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24 марта 2003 года, постоянные места погрузочно-разгрузочных работ и железнодорожных путей устраиваются на прямых и горизонтальных участках пути и оборудуются твердыми покрытиями. На места погрузочно-разгрузочных работ наносится разметка с указанием проходов и площадей складирования.
Несоблюдение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 22 октября 2019 года в ходе проведения Лиховской транспортный прокуратурой проверки установлено, что в границах Долотинского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области в пределах 8 ж/д пути станции Новомихайловская, размещена площадка, предназначенная для производства погрузочно-разгрузочных работ и складирования, не оборудованная твердым покрытием, а также на площадке не нанесена разметка с указанием проходов и площадей складирования, что является нарушением пункта 3.1.6 Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.
В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области от 30 декабря 2005 года N 1889-р земельный участок, общей площадью 1044, 5 га с кадастровым номером N, на котором расположена указанная площадка, передан ОАО "РЖД" по договору аренды земельного участка, находящегося в Федеральной собственности от 30 декабря 2005 года N 336.
Согласно акту о приёме-передаче здания (сооружения) от 5 февраля 2019 года N 1 указанная площадка принята на баланс Северо-Кавказской дирекцией по управлению терминально-складским комплексом-структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "РЖД" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности названного лица в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Требование о замене административного наказания на предупреждение удовлетворению не подлежит. Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что ОАО "РЖД" совершило административное правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, основания для назначения наказания в виде предупреждения отсутствуют.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по Северо-Кавказской железной дороге от 29 ноября 2019 года, решение судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 21 января 2020 года, решение судьи Ростовского областного суда от 11 марта 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.