Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щеголькова Е.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Щеголькова Е.Н. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в оформлении права на земельный участок, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Щегольков Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в оформлении права на земельный участок, об утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование административного искового заявления Щегольков Е.Н. указывает, что является собственником нежилого (подвального) помещения, площадью 84, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" Административный истец обратился в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением об утверждении схемы земельного участка.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 сентября 2019 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 января 2020 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 сентября 2019 года отменено.
В кассационной жалобе Щеголькин Е.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Полагает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения, влекущие отмену оспариваемого судебного акта. Так выводы, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением суда от 13 мая 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемое по настоящему делу решение административного органа об отказе в предоставлении земельного участка является законным.
Как видно из материалов дела, Щегольков Е.Н, является собственником нежилого помещения (подвального) общей площадью 84, 8 кв.м, с кадастровым N N, расположенного по адресу: "адрес"
11 июля 2019 г. административный истец направил в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия заявление об оформлении прав на земельный участок, необходимый для обслуживания принадлежащего ему помещения (прилегающий к входу в помещение, подъездной путь), согласно представленной схеме его расположения на кадастровом плане территории.
В удовлетворении указанного заявления письмом Министерства от 19 июля 2019 г. отказано.
В обоснование отказа Министерство сослалось на несоблюдение Щегольковым Е.Н. при обращении с заявлением установленной статьей 39.14
Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Кроме того, Министерство указало, что Щегольков Е.Н. не предоставил необходимые документы, предусмотренные пунктом 6 Перечня документов подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N1.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для
уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно приведённой выше норме, подача заявления о предоставлении земельного участка осуществляется после проведения всех перечисленных действий.
Из материалов дела усматривается, что 21 марта 2019 года административный истец обращался в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением об утверждении схемы расположения того же спорного земельного участка. Министерство, сославшись на неполный пакет документов, данную схему не утвердило.
Законность такого решения Министерства установлена вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда от 19 июня 2019 г.
Как видно из содержания заявления от 11 июля 2019 г, административный истец просит об оформлении прав на спорный земельный участок, ставит вопрос о предоставлении в собственность или в аренду без проведения торгов земельного участка, прилегающего к его помещению, как необходимого для его обслуживания, а также к зданию, частью которого это помещение является, ссылаясь на неутверждённую схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, которая была предметом исследования по указанному выше административному делу. Кроме этого, материалы дела, не содержат уточнённых границ истребуемого земельного участка.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда граница земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Установив приведенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам о том, решение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия является законным и обоснованным, поскольку административным истцом не были представлены документы, которые позволили бы однозначно установить местоположение границ спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции было обосновано отменено.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит вывод, изложенный в обжалуемом судебном акте соответствующим обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционное определение подлежит оставлению - без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щеголькова Е.Н - без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.