дело N 2а-5229/2019
N8а-12850/2020
N88а-14263/2020
г. Краснодар 16 июня 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Монмарь Д.В, судей Мальмановой Э.К, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенности Белоусовой И.Ю. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года по административному делу по административному иску представителя Нелипы В.Н, действующей в интересах несовершеннолетней Дороховой В.С. к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Монмарь Д.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Нелипа В.Н, действующая в интересах несовершеннолетней Дороховой В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что решением Абинского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 2008 года её одинокая мать Дорохова Т.В. лишена родительских прав. Постановлением администрации Центрального района Волгограда от 4 марта 2015 года N 121-П в отношении Дороховой В.С. установлена опека, она (Нелипа В.Н.) назначена опекуном. Также, согласно постановлению, Дорохова В.С. будет обеспечена жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации. Опекун 13 мая 2019 года обратилась в Облкомсоцзащиты с заявлением о включении несовершеннолетней подопечной Дороховой В.С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения. Однако, приказом административного ответчика от 7 июня 2019 года N1073 отказано во включении Дороховой В.С. в список по мотивам наличия у нее в собственности 1/4 доли жилого помещения, общей площадью 27, 0 кв.м, расположенного по адресу: г. "адрес" общая площадь указанного помещения, приходящегося на одного собственника, более учетной.
Просила признать указанное решение незаконным и восстановить нарушенные права.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года, удовлетворено административное исковое заявление представителя Нелипы В.Н, действующей в интересах несовершеннолетней Дороховой В.С. к комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Судом признан незаконным приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 7 июня 2019 года N1073 в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области Дороховой Веры Сергеевны, 11 мая 2005 года рождения.
Обязал комитет социальной защиты населения Волгоградской области повторно рассмотреть вопрос о включении Дороховой Веры Сергеевны, 11 мая 2005 года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
В кассационной жалобе, поданной представителем комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенности Белоусовой И.Ю. в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильного применения и неприменения норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Нарушения такого характера не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, установили, что постановлением администрации Центрального района Волгограда от 4 марта 2015 года N 121-П в отношении административного истца установлена опека, опекуном назначена Нелипа В.Н.
Согласно постановлению, несовершеннолетняя Дорохова В.С. будет обеспечена жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между администрацией Центрального района г. Волгограда и Нелипой В.Н. заключен договор от 5 марта 2015 года N11 о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
На основании договора купли-продажи от 24 мая 2016 года Дорохова В.С. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру N8 в доме N45 пос. Мирный Волгограда, общей площадью 27, 1 кв.м. Собственником 3/4 долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение является Нелипа В.Н.
После достижения Дороховой В.С. возраста 14 лет, действуя в интересах подопечной, 13 мая 2019 года Нелипа В.Н. обратилась в отдел по опеке и попечительству администрации Центрального района г. Волгограда с заявлением о включении административного истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По результатам рассмотрения заявления административного истца и представленных документов, 16 мая 2019 года заместителем главы администрации Центрального района г. Волгограда утвержден акт об установлении факта невозможности проживания Дороховой В.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: г. "адрес", поскольку общая площадь жилого помещения, приходящегося на нее с учетом доли в праве общей долевой собственности составляет 6, 75 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения (11 кв.м.), установленной Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15 июня 2005 года N19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде".
Кроме того, 17 мая 2019 года главой администрации Центрального района г. Волгограда в Облкомсоцзащиты направлено заключение (исх. N31з/05) о необходимости включения Дороховой В.С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако, оспариваемым приказом Облкомсоцзащиты от 7 июня 2019 года N1073 отказано во включении административного истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по тем основаниям, что она является собственником 1/4 доли жилого помещения, общей площадью 27 кв.м, по адресу: г. "адрес".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе административного ответчика во включении несовершеннолетней в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является необоснованным и противоречит требования законодательства.
С данными выводами согласилась и судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В порядке части 1 статьи 3 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере социальной защиты населения формирует список в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N397.
По смыслу пункта 3 названных Правил, в список включаются, в том числе: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 4 Правил, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено пунктом 13 Правил, в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
В силу пункта 14 указанных выше Правил, акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно подпунктов 4, 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342 утверждена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
В соответствии со статьями 209, 244, 246, 247 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Исходя из приведенных норм, право собственности административного истца на жилое помещение влечет для нее безусловную возможность пользования данным жилым помещением.
При определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на Дорохову В.С. административный ответчик не вправе учитывать жилую площадь, принадлежащую иным лицам.
Жилое помещение, расположенное по адресу: г. "адрес", представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью 27 кв.м, жилой площадью 15.3 кв.м.
Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на Дорохову В.С, составляет 6, 75 кв.м, что менее учетной нормы, утвержденной Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15 июня 2005 года N 19/342.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года "Об опеке и попечительстве", опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Согласно статьи 14 Федерального закона N 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года, установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
По смыслу положений пункта 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Следовательно, проживание ребенка у опекуна является временным - до достижения подопечным совершеннолетия, и может рассматриваться только как место пребывания. Это условие охраняет права опекуна, на жилую площадь которого, опекаемый не сможет претендовать.
С учетом имеющихся в настоящее время у нее жилищных прав, в дальнейшем, по достижению возраста 18 лет, Дорохова В.С. сможет претендовать исключительно на пользование 6, 75 кв.м, общей площади в квартире N8 дома N45 в "адрес".
Её совместное проживание в единственной жилой комнате указанной квартиры с Нелипой В.Н, которая не является членом её семьи, либо другими лицами, которые могут стать собственниками 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, приобрести в ином порядке право пользования жилым помещением, не представляется возможным и прямо противоречит интересам административного истца.
Таким образом, кассационная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в мотивировочной части судебных актов.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судами первой и апелляционной инстанций установлена.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенности Белоусовой И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Монмарь Д.В.
Судья Мальманова Э.К.
Судья Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.