Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Шелудько В.В. и Иванова А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Иванова И.Г. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 16 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванова И.Г. к комитету культуры Волгоградской области, администрации Волгограда, Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным перенаправления обращения, бездействия по не предоставлению ответа на обращение, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Иванов И.Г. обратился в суд с данным административным исковым заявлением к комитету культуры Волгоградской области, администрации Волгограда, Министерству культуры Российской Федерации, указав, что бездействие ответчиков привело к нарушению сроков рассмотрения его обращения от 15.04.2019 г. по вопросу неудовлетворительного состояния Дворца культуры им. Ю.А. Гагарина в г. Волгограде.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 9 октября 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Суд указал, что нарушение срока переадресации обращения в другой орган не является безусловным основанием для признания незаконными действий Минкультуры России, поскольку не повлекло нарушения прав административного истца, и не может служить достаточным основанием для признания действий незаконными.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 16 января 2020 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 октября 2019 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Иванов И.Г. просит указанные судебные акты отменить.
В кассационной жалобе административный истец выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными. Судами были допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права.
Определением суда от 13 мая 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением суда от 17 июня 2020 года удовлетворено ходатайство Иванова И.Г. о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференцсвязи через Волгоградский областной суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело в отсутствие сторон, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что перенаправление обращения в другой орган не является безусловным основанием для признания незаконными действий Министерства культуры Российской Федерации, поскольку не повлекло нарушение прав истца, и не может служить достаточным основанием для признания незаконными действий. Право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Как усматривается из материалов дела, 15 апреля 2019 года Ивановым И.Г. в адрес Министерства культуры Российской Федерации по электронной почте было направлено обращение по вопросу неудовлетворительного состояния Дворца культуры им. Ю.А. Гагарина в г. Волгограде.
15 мая 2019 года Министерством культуры Российской Федерации обращение Иванова И.Г. было направлено в комитет культуры Волгоградской области, уполномоченых в Волгоградской области разрешать вопросы охраны объектов культурного наследия, для дачи ответа гражданину и принятия соответствующих мер по существу вопросов, поставленных в обращении, в срок до 31 мая 2019 года.
О перенаправлении обращения Иванов И.Г. был проинформирован письмом Департамента регионального развития и приоритетных проектов Министерства Культуры Российской Федерации от 15 мая 2019 года N 1718-13-12 по указанному в обращении адрес электронной почты.
23 мая 2019 года копия обращения административного истца была направлена для рассмотрения главе Волгограда. Направляя обращение в орган местного самоуправления, комитет культуры Волгоградской области исходил из того, что создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, относится к вопросам местного значения.
30 мая 2019 года администрация Краснооктябрьского района Волгограда по адресу электронной почты административного истца направила ответ на его обращение, сообщив о том, что муниципальное учреждение культуры "Комплекс культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина Краснооктябрьского района Волгограда" построено в 1936 году, восстановлено в 1946 году, здание принято под охрану как объект культурного наследия регионального значения. Разъяснено, что процедура осуществления ремонтно-восстановительных работ в отношении объектов культурного значения является сложной, требует проведения согласительно-разрешительных мероприятий, предшествующих непосредственным работам по сохранению объекта культурного наследия. Указано о том, что в настоящее время реализуется федеральный проект "Культура малой Родины". В случае выделения денежных средств, в рамках данной программы, будут выполнены работы по реставрации здания дворца культуры.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 59-ФЗ) данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Из выше изложенного следует, что уведомляя административного истца о перенаправлении его обращения в комитет культуры Волгоградской области, Министерство культуры Российской Федерации, установленный тридцатидневный срок для рассмотрения обращения, не нарушило.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что нарушение срока перенаправления обращения в другой орган не влечет признания незаконными действий Министерства культуры Российской Федерации, с учетом того, что администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда обращение Иванова И.Г. рассмотрено по существу и в установленные сроки ему дан ответ. У суда отсутствует возможность для восстановления нарушенных прав административного истца, поскольку признание несвоевременным перенаправления обращения не приведет к восстановлению каких-либо прав административного истца.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 16 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
А.Е. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.